Гинко В. И.,
Рассказывается об организации студенческой олимпиады по безопасности жизнедеятельности в Шуйском филиале ФГБОУ ВПО «Ивановский Государственный университет», описывается использование информационных технологий в подготовке и проведении конкурсов, отмечается важная роль студенческой олимпиады и применения новых информационных технологий в повышении мотивации освоения студентами знаний и умений по безопасности жизнедеятельности.
Гинко В. И.,
Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский Государственный университет»,
г. Шуя, Россия
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Аннотация
Рассказывается об организации студенческой олимпиады по безопасности жизнедеятельности в Шуйском филиале ФГБОУ ВПО «Ивановский Государственный университет», описывается использование информационных технологий в подготовке и проведении конкурсов, отмечается важная роль студенческой олимпиады и применения новых информационных технологий в повышении мотивации освоения студентами знаний и умений по безопасности жизнедеятельности.
С момента основания в 2005 году кафедры безопасности жизнедеятельности, общетехнических дисциплин и методики обучения в ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» среди всех факультетов вуза ежегодно проводится командная олимпиада по безопасности жизнедеятельности [1, 2]. За девять лет в проведении этого важного мероприятия сложились свои традиции и высокий уровень организации. Однако, коллектив нашей кафедры каждый год старается сделать олимпиаду не проходным мероприятием, а незабываемым для участников и гостей событием.
Одна из олимпиад проходила по особой теме: «Пожарная безопасность образовательного учреждения». Олимпиада состояла из разных конкурсов, викторин, заданий, многие из которых проходили с поддержкой новых информационных технологий.
Программа олимпиады содержала как творческие конкурсы, так и задания на знания и умения в области обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения.
Перечислим этапы олимпиады.
1. Визитная карточка (домашнее задание).
Участвует вся команда. Факультетские команды в течение 3-5 минут должны представить себя: название команды, девиз, речевку, командную песню, эмблему (в соответствии с темой олимпиады). Эмблема должна быть у каждого участника и представлена в жюри на листе формата А-4.
Критерии оценки (максимально - 6 баллов):
- оригинальность - 1 балл;
- соответствие содержания выступления тематике - 2 балла;
- артистичность участников - 1 балл;
- массовость - 1 балл;
- соблюдение регламента - 1 балл.
2. Конкурс презентаций «Обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения» (домашнее задание).
Участникам необходимо подготовить презентацию, отражающую проблемы обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения и пути их решения. Презентация может состоять из 8-10 слайдов и может содержать рисунки, графики, таблицы, фотографии, видео и т.п. (презентация выполняется с помощью программы MS PowerPoint).
Критерии оценки (максимально - 10 баллов):
- наглядность презентации - 2 балла;
- структурированность работы - 3 балла;
- актуальность проблемы - 2 балла;
- раскрытие проблемы - 3 балла.
3. Тестирование по разделу «Пожарная безопасность» курса «Безопасность жизнедеятельности».
Тестирование проводится с целью выявления знаний участников олимпиады по разделу «Пожарная безопасность» курса «Безопасность жизнедеятельности».
Участвуют два человека от команды. Участникам конкурса предлагается тест, содержащий в себе 30 вопросов. Оценка за каждый правильный ответ составляет 1 балл. Для подготовки ответов на вопросы теста отводится 30 мин. Максимальное количество баллов, которое может получить студент - 30.
4. Викторина ситуационных задач «Ваши действия при пожаре».
В конкурсе участвуют четыре человека от команды. Для решения предлагаются ситуационные задачи на тему « Ваши действия при пожаре », на которые они сразу должны дать ответ. За каждый правильный ответ участники получают 3 балла.
5. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
Участвует вся команда. В ходе конкурса осуществляется проверка знаний по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему, а также совершенствованию умений и навыков проведения реанимационных мероприятий. Конкурс включает в себя два этапа.
1) . Наложение бинтовых повязок.
Каждой команде предлагается наложить один из следующих видов повязок:
1. «Черепашья» повязка на локтевой сустав;
2. «Крестообразная» или «Восьмиобразная» на лучезапястный сустав;
3. «Варежка» - на кисть. Критерии оценки (максимально 5 баллов):
- повязка не спадает, закрывая всю поверхность - 5 баллов. Баллы снижаются:
- повязка стягивает конечность (посинение, отечность) - 2 балла;
- повязка наложена не равномерно (каждый последующий тур не закрывает предыдущий на половину) - 2 балла.
2) . Реанимация.
Цель конкурса: совершенствовать умения и навыки проведения реанимационных мероприятий.
Описание конкурса: представителям каждой команды (2 человека) предлагается выполнить реанимационные мероприятия в течении 1 минуты (непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию воздуха) на тренажере «Максим - III - 01».
Критерии оценки конкурса:
- правильность положения головы и достаточность поступления воздуха в легкие - 2 балла;
- правильность проведения непрямого массажа сердца (положение рук, глубина и - частота продавливания грудной клетки - 3 балла;
- общая оценка эффективности реанимации в течении 1 минуты, пострадавший «оживает» - 5 баллов.
Победителями конкурса являются команды набравшие в сумме наибольшее количество баллов.
6. Конкурс видеороликов «Эвакуация при пожаре» (домашнее задание).
Участникам необходимо подготовить видеоролик, отражающий проблемы эвакуации при пожаре. Видеоролик может быть продолжительностью 4-5 минут (видеоролик выполняется с помощью программы видеомонтажа).
Критерии оценки (максимально - 10 баллов):
- актуальность проблемы - 2 балла;
- структурированность работы - 3 балла;
- информативность работы - 2 балла;
- раскрытие проблемы - 3 балла.
7. Конкурс «Действия при обнаружении и тушении пожара».
Участнику необходимо продемонстрировать действия при возгорании электроприбора в помещении. При этом необходимо определить вид первичного средства пожаротушения и применить его для ликвидации условного загорания.
Критерии оценки (максимально - 8 баллов):
- правильное использование имеющихся материалов - 3 балла;
- правильно выбран тип огнетушителя - 3 балла;
- правильно применен нужный тип огнетушителя - 2 балла.
8. Конкурс на скорость завязывания специальных узлов на пожарных веревках.
Узлы подразделяются на 3 группы: узлы для самостраховки (узлы обвязки, узлы схватывающие, проводника булинь и т.д.); основные (применяются для связывания веревок); специальные (вспомогательные).
Оценивается умение вязать узлы (грейпвайн, восьмёрка, проводник, булинь, схватывающий, стремя, прямой, двойной проводник, брамшкотовый). Участвует команда в полном составе. Каждый участник вяжет по жребию один узел. Финиш этапа производится по окончании вязки узлов каждым членом команды, по команде капитана команды, по окончании контрольного времени - 2 минуты.
Критерии оценки (максимально - 2 балла):
- выполнен рисунок узла - 1 балл;
- узел завязан - 1 балл. Баллы снижаются:
- нет рисунка узла - 1 балл;
- не завязан узел - 1 балл.
9. Пожарная эстафета.
В этом виде соревнований участвуют все члены команды. Эстафета состоит из двух этапов. Во время эстафеты предполагается использование командами: пожарного ствола, пожарных рукавов (спортивный вариант), разветвления для присоединения пожарных рукавов, комплекта боевой одежды пожарного (спортивный вариант: только боевка, каска, краги, пояс). Соревнование включает в себя преодоление полосы. Предполагается одевание боевой одежды, раскатывание пожарных рукавов, присоединение ствола к пожарному рукаву. Время выполнения всей эстафеты 3 минуты.
Критерии оценки (максимально - 9 баллов):
- правильность выполнения задания: для 1 этапа - 3 балла;
- правильность выполнения задания: для 2 этапа - 3 балла;
- правильность выполнения задания: для 3 этапа - 3 балла. Баллы снижаются:
- превышено контрольное время для эстафеты - 3 балла.
На подготовительном этапе и во время проведения олимпиады студентами и преподавателями использовались различные программные и технические средства (см. табл. 1).
Таблица 1
№ п/п |
Этапы организации олимпиады |
Исполнители |
Программное и техническое оснащение |
1. |
Подготовка презентаций |
студенты |
MS PowerPoint, ПК, цифровой фотоаппарат |
2. |
Демонстрация презентаций |
студенты |
Мультимедийный проектор, ноутбук |
3. |
Подготовка тестовых вопросов |
преподаватели |
MS Word, ПК |
4. |
Проведение тестирования |
преподаватели |
Конструктор тестов 2.5 Keepsoft, компьютерный класс |
5. |
Подготовка ситуационных задач |
преподаватели |
MS Word, ПК |
6. |
Реанимация |
студенты |
Тренажер «Максим - III - 01» |
7. |
Подготовка видеороликов |
студенты |
Видеокамера, цифровой фотоаппарат, программы видеомонтажа, ПК |
8. |
Демонстрация видеоролика |
студенты |
Мультимедийный проектор, ноутбук |
Каждый год в олимпиаде принимают участие команды со всех факультетов нашего вуза, а иногда и из других вузов. Организация подобных мероприятий способствует повышению культуры безопасности студентов, актуализации знаний по безопасности жизнедеятельности и интереса к предмету на всех образовательных направлениях. Наиболее часто первое место в олимпиаде занимает команда технологического факультета, где обучаются студенты по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»). Но команды с других факультетов составляют им достойную конкуренцию, навязывают борьбу, особенно в творческих конкурсах. Участники, показавшие высокие результаты вузовской олимпиады, принимают участие в Ивановской областной открытой студенческой олимпиаде по безопасности жизнедеятельности. Организация областной олимпиады предусматривает несколько этапов, на которых также применяются информационные технологии [3].
Несомненно, повышенный интерес и активное участие в олимпиаде по безопасности жизнедеятельности обусловлены актуальностью проблем безопасности в образовательном социуме. Также студентов привлекает и использование новых информационных технологий на всех этапах организации и проведения нашей олимпиады.
Список литературы
1. А. Михайлов, В. Гинко, П. Кисляков, О. Исакова, В. Ботыгин Безопасность в нашей жизни // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006 г. - № 7. - С. 41-48.
2. А. А. Михайлов, В. И. Гинко, П. А. Кисляков Региональная олимпиада по ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2008 г. - № 10. - С. 33-37.
3. Олимпиада по безопасности жизнедеятельности [Режим доступа: do.transform.ru].
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1