Завалишин А. В.,
Подготовка квалифицированных специалистов, которые будут востребованы на современном рынке труда, является приоритетной задачей высшего, среднего и начального профессионального образования. Согласно ФГОС направления подготовки «Техносферная безопасность» выпускник должен решать такие профессиональные задачи в своей деятельности, как обучение рабочих и служащих требованиям безопасности, участвовать в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуациях на предприятии.
Завалишин А. В.,
Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ «ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Подготовка квалифицированных специалистов, которые будут востребованы на современном рынке труда, является приоритетной задачей высшего, среднего и начального профессионального образования. Согласно ФГОС направления подготовки «Техносферная безопасность» выпускник должен решать такие профессиональные задачи в своей деятельности, как обучение рабочих и служащих требованиям безопасности, участвовать в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуациях на предприятии. Таким образом, общество ждет от ВУЗа специалиста, который в случае чрезвычайной ситуации сможет грамотно организовать работу по обеспечению безопасности персонала объекта и населения близлежащих населенных пунктов, квалифицировано осуществлять руководство аварийно-спасательными работами, а также сможет дать предварительный прогноз развития чрезвычайной ситуации.
Справиться со всеми этими задачами и подготовить специалиста такого уровня используя стандартные (лекционно-семинарские) способы проведения учебных занятий, на наш взгляд невозможно. Необходимо создать соответствующую обстановку, в которой учащиеся смогут почувствовать ту напряженную атмосферу, которая царит в штабах по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при которой необходимо в предельно сжатый срок добыть информацию, проанализировать ее и выработать правильное решение, а так же увидеть к каким последствиям могут привести неверные решения и действия, когда нет слаженности в работе штаба или попросту имеет место быть некомпетентность членов штаба ликвидации чрезвычайной ситуации.
В рамках реализации основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Техносферная безопасность», при изучении определенных дисциплин, необходимо включать в учебный процесс, такой вид проведения занятия, как деловая игры.
В рамках дисциплины «Защита в чрезвычайных ситуациях», после освоения теоретической блока, необходимого для успешного достижения поставленных целей, со студентами четвертого курса направления подготовки «Техносферная безопасность» была проведена деловая игра, имитирующая аварию на заводе по производству азотистых удобрений.
Цель игры заключалась в приобретении учащимися навыков управления аварийно-спасательным работами при ликвидации чрезвычайной ситуации. Во время деловой игры студенты должны были решить следующие задачи:
- принять меры по оповещению, защите и эвакуации персонала промышленного объекта;
- ограничить доступ в зону чрезвычайной ситуации;
- принять меры по недопущению распространения облака АХОВ за пределы завода;
- выстроить схемы снабжения всем необходимым аварийно-спасательные формирования, участвующие в ликвидации чрезвычайной ситуации;
- составить прогноз развития чрезвычайной ситуации с учетом метеорологических условий и т.п.
Для решения поставленных задач из студентов были сформированы следующие рабочие группы:
- оперативная группа;
- группа реагирования или аварийно-спасательное формирование;
- служба безопасности объекта;
- отдел снабжения;
- отдел охраны труда.
Также часть студентов были назначены на такие позиции как руководитель объекта, он же являлся председателем объектовой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и административные помощники.
На каждого человека или группу возлагались специфические задачи. Всего участие в игре приняло 14 студентов.
Обязанности ответственных лиц и рабочих групп заключались в следующем: Председатель КЧС - обеспечивает в целом руководство реагированием на чрезвычайную
ситуацию, определяет основную стратегию действий, координирует деятельность рабочих
групп;
Оперативный отдел - должен определить расчетным методом, основываясь на имеющихся данных, объемы утечки, направление движения облака, время и возможность выхода его за пределы объекта.
Группа реагирования - разрабатывает тактические действия, исходя имеющихся сил и средств, рассчитывает время, на которое хватит собственных ресурсов и через которое потребуется привлечение резервов для проведения аварийно-спасательных работ;
Отдела снабжения - оценивает хранящиеся на заводе запасы аварийно-спасательного оборудования, нейтрализующих веществ, техники, изыскивают способы доставки в зону чрезвычайной ситуации недостающих материалов, сил и средств, ведут учет человеко и моточасов, рассчитывают расход воды и топлива и т.п.
Службы безопасности - разрабатывает мероприятия по оповещению и эвакуации персонала объекта, ограничению доступа в зону чрезвычайной ситуации, поддержания порядка на территории объекта, принимает меры по недопущению паники;
Отдел охраны труда - оказание консультативной помощи председателю КЧС в вопросах сохранения жизни и здоровья персонала, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации, обеспечение контроля за состоянием окружающей среды в зонах проведения работ и т.п.;
Административные помощники - роль административных помощников заключалась в ведении хронологи действий штаба, фиксация решений председателя КЧС, сбор и предоставление информации по поручению руководителя, а так же ведение оперативной карты события, куда заносилась вся оперативная информация, поступающая от руководителей групп.
Вводные данные деловой игры были следующие:
На заводе «N» по производству азотистых удобрений произошла разгерметизация емкости объемом 100м3 с сжиженным аммиаком, хранящимся изотермическим способом. В результате аварии образовалось первичное облако АХОВ, которое под воздействием юго-восточного ветра начало смещаться в сторону, рядом расположенного, населенного пункта. Учащимся были предоставлены информация о метеорологических условиях на момент аварии, данные о составе сил и средств объектового аварийно-спасательного формирования, данные о резервах и запасах материалов и техники на объекте и в близлежащем муниципальном образовании.
Студентам необходимо было составить развернутый план действий штаба, группы реагирования, отобразить обстановку на оперативной карте (пути эвакуации персонала, расположение контрольно-пропускных пунктов охраны, пути подвоза материалов и техники, место развертывания аварийно-спасательного формирования, направление движения облака и т.д.).
Структуру занятия можно условно разделить на 4 блока: подготовительный этап, инструктаж и распределение ролей, активная фаза и подведение итогов.
По времени занятие заняло 4 академических часа и в самом начале игры возникли некоторые проблемы для решения которых потребовались корректирующие действия со стороны преподавателя.
Такими проблемами в частности оказались:
- неспособность руководителя объекта настроить и координировать работу штаба;
- отсутствие определения первоочередных задач реагирования;
- отсутствие субординации и т.п.
После дополнительного инструктажи, председатель КЧС более уверенно выдавал указания подчиненным, производил через административного помощника сбор и анализ информации, составлял краткие отчеты для органов исполнительной власти, пресс-релизы и т.д. Остальные рабочие группы так же начали активно действовать. Вспоминая материал, пройденный во время изучения дисциплины «Защита в чрезвычайных ситуациях», а так же при изучении других дисциплин основной образовательной программы, студенты произвели расчеты по прогнозированию распространения облака АХОВ, согласно РД 52.04.253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте», разработали общую стратегию и тактику реагирования, правильно определили пути эвакуации и меры защиты персонала, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации.
На подведении итогов, кроме положительных моментов, были так же озвучены и серьёзные недостатки и ошибки, допущенные студентами при выполнении поставленных задач:
- несвоевременность подачи информации для всеобщего ознакомления, что приводило к принятию ошибочных решений другими рабочими группами. В частности, замечание относилось к оперативному отделу, который занимался прогнозированием развития чрезвычайной ситуации и вместо того, что бы выдавать приоритетные данные (скорость перемещения облака АХОВ, время выхода облака за пределы объекта, сектор распространения), руководителем отдела было принято решения просчитать все параметры, и только после этого предоставить информацию на общее обозрение. В результате этого решения, последовали ошибочные действия других членов штаба, руководителя, который не сообщил своевременно органам исполнительной власти и администрации муниципального образования о выходе облака за пределы объекта, и руководителя службы безопасности, который расставил часть своих людей на пути распространения облака АХОВ;
- инженером по охране труда не были развернуты действия по контролю за состоянием воздушной среды и наличию в ней паров аммиака в вредных и опасных концентрациях, так что люди, находящиеся на КПП и попавшие в зону распространения АХОВ не могли своевременно оценить опасность и принять соответствующие меры защиты;
- представители аварийно-спасательного формирования в начале занятия проявили пассивность, долго не предоставляли данные с места аварии, использовали технику за пределами ее возможностей (например, АСФ распыляли воду с пожарных автомобилей для создания водяной завесы на пути распространения облака в течении 20-25 минут, в то время как запас воды в среднем пожарном автомобиле предполагает работу в течении 5-10 минут). На подобных занятиях аварийно-спасательные формирования должны играть роль двигателя, который задает темп работы штабу, постоянно запрашивая дополнительные силы и средства, поддержку, информацию или выдавая новые вводные, пусть даже не учтенные в первоначальном плане занятия;
Несмотря на перечисленные замечания, преимущества проведения подобных деловых игр неоспоримы.
Во-первых, во время занятия студенты получают первый опыт работы в условиях сильного психологического давления, недостатка времени и информации.
Во-вторых, учащиеся во время учений осознают важность предварительного планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В-третьих, студенты учатся взаимодействовать между собой, сообща решать общие задачи, руководить и брать на себя ответственность за принятые решения.
В дальнейшем необходимо расширить перечень деловых игр, проработать их наполнение, определить, какая часть игры будет привязана к исходной информации, а какая будет предоставлена воображению и смекалке студентов.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» от 14 декабря 2009 г приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №723.
2. РД 52.04.253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте»
3. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / С. В. Абрамова. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. - 244 с.
4. Бояров, Е. Н. Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика // Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / составители: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров, Л. И. Тимошенко. Южно-Сахалинск. Абрамова, С. В. - 2014.
5. Басенко В.Г. Безопасность жизнедеятельности. Защита в чрезвычайных ситуациях : учеб.
пособ. / В. Г. Басенко, В. И. Гуменюк, М. И. Танчук. СПб. : изд-во СПбГТУ, 2008. 259 с.
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.