Костецкая Г. А.,
Главная роль в формировании у школьников здорового образа жизни (ЗОЖ) отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С целью выявления методических условий формирования у школьников неприятия вредных привычек (курения табака, употребления алкоголя) при обучении ОБЖ нами было проведено педагогическое исследование (2011-2013г.г.).
Костецкая Г. А.,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ В КУРСЕ «ОБЖ»
Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к здоровому образу жизни - актуальная социально-педагогическая проблема. Социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения опросили по вопросам здорового образа жизни 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 регионах России. Не довольны состоянием здоровья своей семьи 45 % респондентов. Около трети россиян (31 %) не употребляют алкоголь и не курят, 28 % в случае болезни обращаются к врачам, 16 % стараются придерживаться принципов правильного питания. Столько же - 16 % - интересуются телепередачами и периодикой о здоровье, 12% регулярно занимаются спортом, а 11 % проверяют состояние своего здоровья. Таким образом, можно сделать вывод о крайне низком уровне знаний и ценностном отношении к здоровому образу жизни у взрослой части населения нашей страны. Если добавить к данной тенденции деструктивное влияние современной массовой культуры, широко распространяющей стереотипы аддиктивного поведения, то можно заключить, что молодое поколение находится в зоне риска в плане формирования природосообразного, адекватного образа жизни [4].
На решение данной проблемы ориентированы современные программные документы системы образования. Так, новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования включает в себя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», согласно которой образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Согласно этому документу, одним из результатов личностного развития должно быть осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, умение им противодействовать [9].
Анализ программно-нормативных документов показывает, что главная роль в формировании у школьников здорового образа жизни (ЗОЖ) отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Из требований ФГОС основного общего образования к личностным образовательным результатам:
« ... принятие ценностей здорового образа жизни;
бережное и ответственное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.» [9, с.6].
Таким образом, формирование у школьников неприятия вредных привычек является важной задачей общего образования. При этом многие авторы подчеркивают особую значимость в такой профилактике обеспечение безопасности образовательной среды [5, 6].
С целью выявления методических условий формирования у школьников неприятия вредных привычек (курения табака, употребления алкоголя) при обучении ОБЖ нами было проведено педагогическое исследование (2011-2013г.г.). Практическая часть исследования проводилась на базе общеобразовательных школ Санкт-Петербурга; общее количество респондентов - 345 человек.
В результате исследования был определен комплекс методических условий, реализация которых в процессе обучения ОБЖ содействует повышению эффективности профилактики употребления алкоголя и табака у школьников подросткового возраста, а именно:
1. Рассматривать как основную задачу формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в подростковом возрасте актуализацию ценностного отношения к ЗОЖ и профилактику зависимого поведения - употребления алкоголя и табака;
2. Выбирать методы обучения, оказывающие комплексное влияние на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сторону ценностного отношения учащихся подросткового возраста; активно использовать метод примера;
3. При отборе содержания учебного материала учитывать, что профилактика употребления алкоголя и табака должна быть основана не только на традиционном подходе о вреде здоровью, но и на подходах демонизации алкогольного и табачного бизнеса, на подходе народной беды, а также на подходе развенчания культурных мифов, касающихся употребления алкоголя и табака;
4. Одним из направлений внеклассной работы по ОБЖ определить содействие организации добровольческого движения из числа учащихся, задачей которого будет являться популяризация ценности ЗОЖ на уровне школы.
Эффективность реализации данного комплекса методических условий в практике обучения ОБЖ доказана экспериментально.
При освоении раздела курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни» важно учитывать и педагогические риски. Возможные социально-педагогические риски при изучении раздела могут исходить из следующих противоречий:
1) между ценностно-ориентационной составляющей процесса обучения (ориентация учащихся на ценности здорового образа жизни) и ценностями, культивируемыми в семьях учащихся, укладом жизни семей;
2) между содержанием обучения и проблемами, обусловленными «трудностями» подросткового возраста (в т. ч. существенным влиянием на личность подростка ближайшего социума).
Наличие данных противоречий может являться основанием для рисков двух типов:
1) освоение раздела не приведет к планируемым личностным результатам;
2) достижение школьником личностных результатов приведет к появлению отчуждения в семье, неприятию уклада семейной жизни.
К числу мер профилактики указанных рисков относится реализация в педагогической практике идей личностно-ориентированного обучения, активное включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Изложенное выше нами было учтено при разработке новой линии учебников по ОБЖ под редакцией С. В. Алексеева (издательство «Вентана-Граф»). Учебник ОБЖ для 10-11 классов этой авторской линии в 2014 году вышел в свет, включен в федеральный перечень учебников для общеобразовательных организаций [3].
Результаты проведенного исследования показали, что эффективным условием формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни и, соответственно, негативного отношения к вредным привычкам, является организация внутришкольного добровольческого (волонтерского) движения. Почему?
Формирование ценностного отношения к ЗОЖ у учащихся происходит в процессе их обучения, а основной формой этой деятельности является урок. Современные возможности (технические, информационно-коммуникационные и др.) позволяют организовать интересный по учебному материалу, разнообразный по видам деятельности, насыщенный образами урок. Но также необходимо понимать, что урочная форма не является полностью достаточной для решения данной задачи, поскольку позволяет полноценно реализовать лишь познавательную деятельность. Такие виды формирующей ценностное отношение деятельности учащихся в школе, как преобразование, общение, художественное освоение человеком мира, ценностно-ориентационная деятельность реализуются, в основном, во внеурочное время и на внеклассных мероприятиях. Согласно пониманию ценностного отношения, заложенного в основу нашего исследования, ценностное отношение характеризуется бескорыстным эмоциональным стремлением. Поэтому одной из эффективнейших видов деятельности для формирования ценностного отношения является бескорыстная деятельность учащихся на благо других. В современной школе наилучшим образом реализовать такую деятельность позволяет волонтерское движение, понимаемое как объединение непрофессиональных добровольных помощников, которые прошли обучение по специальной программе и помогают осуществлять профилактику различных общественных проблем.
Добровольческое (волонтерское) движение школьников - одна из известных форм организации внеклассной работы со школьниками в области экологического образования. В этой образовательной области накоплен существенный опыт организации такой деятельности [2].
Мы рассматриваем волонтерское движение как важную организационную форму внеклассной работы со школьниками в области безопасности жизнедеятельности. Такие принципы организации волонтерского движения, как добровольность, идейность, бескорыстность, творчество делают его идеальным вариантом организации деятельности учащихся на благо других, внутри которой они могут развиваться творчески, общаться с единомышленниками, преобразовывать культурно-образовательную среду школы. Применительно к ЗОЖ это могут быть организация праздников здоровья, дискуссий, тренингов, опросов, массовых акций, распространяющих идеи ЗОЖ, и многое другое. Безусловно, все это будет способствовать укреплению приверженности к ЗОЖ самих волонтеров и распространению идей и принципов ЗОЖ в среде учащихся.
Безусловно, организация волонтёрского движения требует значительной и разнообразной поддержки со стороны преподавательского состава. На начальном этапе необходимо обучение ребят принципам взаимодействия, методам волонтерской работы. Данная задача может решаться в сотрудничестве преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-организатора, социального педагога, психолога, других педагогических работников школы. Такими компетенциями должны обладать современные педагоги, педагоги нового типа.
Идеи подготовки педагога безопасности жизнедеятельности нового типа, способного к системному профессиональному видению, обладающего стратегическим мышлением, владеющим современными методами и технологиями обучения нашли отражение в работах В. Ю. Абрамовой, Р. И. Поповой, О. В. Силаковой, Т. А. Спицыной и др. [1, 6, 7, 8].
Известно, что основными психологическими потребностями и стремлениями подросткового возраста являются потребность в общении, группировании, стремление быть самостоятельным и уважаемым, а основным механизмом формирования ценностного отношения является идентификация. Поэтому в педагогической деятельности следует учитывать необходимость обеспечения подростков достойными, привлекательными примерами, значительное место среди которых должен занимать пример учителя, вовлечения учащихся в активную, бескорыстную деятельность на благо других (волонтёрская деятельность), формирования у учащихся фундаментальных знаний о ЗОЖ и, особо важно, о социальных и личных последствиях употребления алкоголя и табака.
Практическая реализация педагогической деятельности, спроектированной с учетом выявленных методических условий, оказалась эффективной: значительно повысилось положительное эмоциональное отношение учащихся к ЗОЖ, изменилось смысловое поле сознания подростков идентификация ЗОЖ не только со здоровьем, но и с такими ценностями, как самореализация, успех, пример для других. В практическом плане удалось подвигнуть ряд учащихся к соблюдению определенной программы ЗОЖ и вовлечь наиболее активных из них в волонтёрскую деятельность на уровне школы. При этом, несмотря на достаточно высокие показатели развития эмоционального и когнитивного компонентов ценностного отношения к здоровому образу жизни, поведенческий компонент показал более низкие показатели развития, что обусловлено, на наш взгляд, низким волеизъявлением и стремлением к самоограничению у учащихся.
Список литературы
1. Абрамова, В. Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» / В. Ю. Абрамова / Молодой ученый. - 2012. - № 9. - С.260-263.
2. Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева : учебник для студ. высш. учебн. заведений / под ред. Н. Д. Андреевой. - М. : изд-й центр «Академия», 2009.
3. Алексеев, С. В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В. Алексеев, С. П. Данченко, Г. А. Костецкая, С. Н. Ладнов. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 416 с.
4. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: по итогам всероссийской диспансеризации 2010 года. - М., 2010.
5. Киселева, Э. М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьников /Здоровьесберегающее образование / Э. М. Киселева. - 2013. - №1 (29). - С.102-104.
6. Костецкая, Г. А. Формирование у школьников здорового образа жизни при обучении ОБЖ: аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров /Вестник Международной Академии наук (Русская секция) // Г. А. Костецкая, , Р.И. Попова. Материалы Международной конференции «Экология человека: здоровье, культура и качество жизни» /Специальный выпуск. - М., 2011. - С.149-150.
7. Силакова, О. В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности /Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям // О. В. Силакова / Сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб, 2013. - С. 401-406.
8. Спицына, Т. А. Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету / Молодой ученый / Т. А. Спицына. - 2013. - №8. - С.429-432.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/, свободный.
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.