Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ В КУРСЕ «ОБЖ»

Опубликовано 14.11.2015

Костецкая Г. А.,

Главная роль в формирова­нии у школьников здорового образа жизни (ЗОЖ) отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С целью выявления методических условий формирования у школьников неприятия вред­ных привычек (курения табака, употребления алкоголя) при обучении ОБЖ нами было про­ведено педагогическое исследование (2011-2013г.г.).

Костецкая Г. А.,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ В КУРСЕ «ОБЖ»

Формирование у подрастающего поколения ценностного отношения к здоровому образу жизни - актуальная социально-педагогическая проблема. Социологи из Всероссийского цен­тра изучения общественного мнения опросили по вопросам здорового образа жизни 1600 че­ловек в 153 населенных пунктах в 46 регионах России. Не довольны состоянием здоровья своей семьи 45 % респондентов. Около трети россиян (31 %) не употребляют алкоголь и не курят, 28 % в случае болезни обращаются к врачам, 16 % стараются придерживаться прин­ципов правильного питания. Столько же - 16 % - интересуются телепередачами и периоди­кой о здоровье, 12% регулярно занимаются спортом, а 11 % проверяют состояние своего здоровья. Таким образом, можно сделать вывод о крайне низком уровне знаний и ценност­ном отношении к здоровому образу жизни у взрослой части населения нашей страны. Если добавить к данной тенденции деструктивное влияние современной массовой культуры, ши­роко распространяющей стереотипы аддиктивного поведения, то можно заключить, что мо­лодое поколение находится в зоне риска в плане формирования природосообразного, адек­ватного образа жизни [4].

На решение данной проблемы ориентированы современные программные документы си­стемы образования. Так, новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования включает в себя «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», согласно которой образованию отводится клю­чевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Согласно этому документу, одним из результатов личностного развития должно быть осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, умение им противодействовать [9].

Анализ программно-нормативных документов показывает, что главная роль в формирова­нии у школьников здорового образа жизни (ЗОЖ) отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Из требований ФГОС основного общего образования к личностным образовательным ре­зультатам:

« ... принятие ценностей здорового образа жизни;

бережное и ответственное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей;

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.» [9, с.6].

Таким образом, формирование у школьников неприятия вредных привычек является важ­ной задачей общего образования. При этом многие авторы подчеркивают особую значимость в такой профилактике обеспечение безопасности образовательной среды [5, 6].

С целью выявления методических условий формирования у школьников неприятия вред­ных привычек (курения табака, употребления алкоголя) при обучении ОБЖ нами было про­ведено педагогическое исследование (2011-2013г.г.). Практическая часть исследования про­водилась на базе общеобразовательных школ Санкт-Петербурга; общее количество респон­дентов - 345 человек.

В результате исследования был определен комплекс методических условий, реализация которых в процессе обучения ОБЖ содействует повышению эффективности профилактики употребления алкоголя и табака у школьников подросткового возраста, а именно:

1. Рассматривать как основную задачу формирования ценностного отношения к здорово­му образу жизни в подростковом возрасте актуализацию ценностного отношения к ЗОЖ и профилактику зависимого поведения - употребления алкоголя и табака;

2. Выбирать методы обучения, оказывающие комплексное влияние на когнитивную, эмо­циональную и поведенческую сторону ценностного отношения учащихся подросткового возраста; активно использовать метод примера;

3. При отборе содержания учебного материала учитывать, что профилактика употребле­ния алкоголя и табака должна быть основана не только на традиционном подходе о вреде здоровью, но и на подходах демонизации алкогольного и табачного бизнеса, на подходе народной беды, а также на подходе развенчания культурных мифов, касающихся употребле­ния алкоголя и табака;

4. Одним из направлений внеклассной работы по ОБЖ определить содействие организа­ции добровольческого движения из числа учащихся, задачей которого будет являться попу­ляризация ценности ЗОЖ на уровне школы.

Эффективность реализации данного комплекса методических условий в практике обуче­ния ОБЖ доказана экспериментально.

При освоении раздела курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни» важно учитывать и педагогические риски. Возможные социально-педагогические риски при изучении раздела могут исходить из следующих противоречий:

1) между ценностно-ориентационной составляющей процесса обучения (ориентация уча­щихся на ценности здорового образа жизни) и ценностями, культивируемыми в семьях уча­щихся, укладом жизни семей;

2) между содержанием обучения и проблемами, обусловленными «трудностями» подростко­вого возраста (в т. ч. существенным влиянием на личность подростка ближайшего социума).

Наличие данных противоречий может являться основанием для рисков двух типов:

1) освоение раздела не приведет к планируемым личностным результатам;

2) достижение школьником личностных результатов приведет к появлению отчуждения в семье, неприятию уклада семейной жизни.

К числу мер профилактики указанных рисков относится реализация в педагогической практике идей личностно-ориентированного обучения, активное включение учащихся в сов­местную учебную деятельность.

Изложенное выше нами было учтено при разработке новой линии учебников по ОБЖ под редакцией С. В. Алексеева (издательство «Вентана-Граф»). Учебник ОБЖ для 10-11 классов этой авторской линии в 2014 году вышел в свет, включен в федеральный перечень учебников для общеобразовательных организаций [3].

Результаты проведенного исследования показали, что эффективным условием формиро­вания у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни и, соответственно, негативного отношения к вредным привычкам, является организация внутришкольного доб­ровольческого (волонтерского) движения. Почему?

Формирование ценностного отношения к ЗОЖ у учащихся происходит в процессе их обучения, а основной формой этой деятельности является урок. Современные возможности (технические, информационно-коммуникационные и др.) позволяют организовать интерес­ный по учебному материалу, разнообразный по видам деятельности, насыщенный образами урок. Но также необходимо понимать, что урочная форма не является полностью достаточ­ной для решения данной задачи, поскольку позволяет полноценно реализовать лишь позна­вательную деятельность. Такие виды формирующей ценностное отношение деятельности учащихся в школе, как преобразование, общение, художественное освоение человеком мира, ценностно-ориентационная деятельность реализуются, в основном, во внеурочное время и на внеклассных мероприятиях. Согласно пониманию ценностного отношения, заложенного в основу нашего исследования, ценностное отношение характеризуется бескорыстным эмоци­ональным стремлением. Поэтому одной из эффективнейших видов деятельности для форми­рования ценностного отношения является бескорыстная деятельность учащихся на благо других. В современной школе наилучшим образом реализовать такую деятельность позволя­ет волонтерское движение, понимаемое как объединение непрофессиональных доброволь­ных помощников, которые прошли обучение по специальной программе и помогают осу­ществлять профилактику различных общественных проблем.

Добровольческое (волонтерское) движение школьников - одна из известных форм организа­ции внеклассной работы со школьниками в области экологического образования. В этой образо­вательной области накоплен существенный опыт организации такой деятельности [2].

Мы рассматриваем волонтерское движение как важную организационную форму внекласс­ной работы со школьниками в области безопасности жизнедеятельности. Такие принципы орга­низации волонтерского движения, как добровольность, идейность, бескорыстность, творчество делают его идеальным вариантом организации деятельности учащихся на благо других, внутри которой они могут развиваться творчески, общаться с единомышленниками, преобразовывать культурно-образовательную среду школы. Применительно к ЗОЖ это могут быть организация праздников здоровья, дискуссий, тренингов, опросов, массовых акций, распространяющих идеи ЗОЖ, и многое другое. Безусловно, все это будет способствовать укреплению приверженности к ЗОЖ самих волонтеров и распространению идей и принципов ЗОЖ в среде учащихся.

Безусловно, организация волонтёрского движения требует значительной и разнообразной поддержки со стороны преподавательского состава. На начальном этапе необходимо обуче­ние ребят принципам взаимодействия, методам волонтерской работы. Данная задача может решаться в сотрудничестве преподавателя-организатора ОБЖ, педагога-организатора, соци­ального педагога, психолога, других педагогических работников школы. Такими компетен­циями должны обладать современные педагоги, педагоги нового типа.

Идеи подготовки педагога безопасности жизнедеятельности нового типа, способного к си­стемному профессиональному видению, обладающего стратегическим мышлением, владею­щим современными методами и технологиями обучения нашли отражение в работах В. Ю. Абрамовой, Р. И. Поповой, О. В. Силаковой, Т. А. Спицыной и др. [1, 6, 7, 8].

Известно, что основными психологическими потребностями и стремлениями подростко­вого возраста являются потребность в общении, группировании, стремление быть самостоя­тельным и уважаемым, а основным механизмом формирования ценностного отношения яв­ляется идентификация. Поэтому в педагогической деятельности следует учитывать необхо­димость обеспечения подростков достойными, привлекательными примерами, значительное место среди которых должен занимать пример учителя, вовлечения учащихся в активную, бескорыстную деятельность на благо других (волонтёрская деятельность), формирования у учащихся фундаментальных знаний о ЗОЖ и, особо важно, о социальных и личных послед­ствиях употребления алкоголя и табака.

Практическая реализация педагогической деятельности, спроектированной с учетом выяв­ленных методических условий, оказалась эффективной: значительно повысилось положительное эмоциональное отношение учащихся к ЗОЖ, изменилось смысловое поле сознания подростков ­идентификация ЗОЖ не только со здоровьем, но и с такими ценностями, как самореализация, успех, пример для других. В практическом плане удалось подвигнуть ряд учащихся к соблюде­нию определенной программы ЗОЖ и вовлечь наиболее активных из них в волонтёрскую дея­тельность на уровне школы. При этом, несмотря на достаточно высокие показатели развития эмоционального и когнитивного компонентов ценностного отношения к здоровому образу жиз­ни, поведенческий компонент показал более низкие показатели развития, что обусловлено, на наш взгляд, низким волеизъявлением и стремлением к самоограничению у учащихся.

Список литературы

1. Абрамова, В. Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнеде­ятельности» / В. Ю. Абрамова / Молодой ученый. - 2012. - № 9. - С.260-263.

2. Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева : учебник для студ. высш. учебн. заведений / под ред. Н. Д. Андреевой. - М. : изд-й центр «Академия», 2009.

3. Алексеев, С. В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 классы: базовый уро­вень: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / С. В. Алексеев, С. П. Дан­ченко, Г. А. Костецкая, С. Н. Ладнов. - М. : Вентана-Граф, 2014. - 416 с.

4. Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: по итогам всероссийской диспансеризации 2010 года. - М., 2010.

5. Киселева, Э. М. Безопасность образовательной среды в сохранении здоровья школьни­ков /Здоровьесберегающее образование / Э. М. Киселева. - 2013. - №1 (29). - С.102-104.

6. Костецкая, Г. А. Формирование у школьников здорового образа жизни при обучении ОБЖ: аспекты профессиональной подготовки педагогических кадров /Вестник Международ­ной Академии наук (Русская секция) // Г. А. Костецкая, , Р.И. Попова. Материалы Междуна­родной конференции «Экология человека: здоровье, культура и качество жизни» /Специальный выпуск. - М., 2011. - С.149-150.

7. Силакова, О. В. Инновационные методы в профессиональной деятельности педагога-организатора основ безопасности жизнедеятельности /Непрерывное педагогическое образо­вание в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям // О. В. Силакова / Сборник материалов Международной научной конференции: к 20-летию НИИ НПО Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - СПб, 2013. - С. 401-406.

8. Спицына, Т. А. Подготовка магистров педагогического образования в области безопас­ности жизнедеятельности к организации самостоятельной работы учащихся по предмету / Молодой ученый / Т. А. Спицына. - 2013. - №8. - С.429-432.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образова­ния. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/, свободный.


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте