Ефимова Ю. В.,
Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому с самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Ефимова Ю. В.,
СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия
ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от последствий стихий. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому с самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений [1].
Безопасность - состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества, государства от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз [4].
В современном обществе безопасность рассматривается как приоритетная жизненно важная потребность человека. Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в образовательных учреждениях имеет две составляющие:
- первая, обеспечение условий безопасного пребывания детей в образовательном учреждении;
- вторая, подготовка самих детей к безопасной жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, для изучения которой необходима интеграция всех отраслей человеческого знания, так как только при таких условиях появляется возможность и перспектива сохранить человеческую жизнь как таковую.
Существует четыре подхода к обеспечению безопасности человека:
1. Ограждающий подход, при котором человек выступает в роли объекта безопасности; устранение безопасностей или перемещение человека в безопасную среду.
2. Образовательный подход, в рамках которого предполагается обучать человека предвидению и распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях, формировать готовность к обеспечению безопасности. В этом подходе - человек - субъект безопасности.
3. Личностно-развивающий подход к обеспечению безопасности предполагает формирование личностных образований, позволяющих человеку быть устойчивым к негативным, в первую очередь, информационно-психологическим воздействиям. Человек выступает не только как субъект безопасности, но и как субъект жизни. Его безопасность обеспечивается его устойчивостью к негативным воздействиям. Как субъект жизни человек способен превращать опасность в фактор собственного развития минимизирует количество опасностей, создаваемых для самого себя.
4. Созидательный подход к обеспечению безопасности исходит из того, что основной причиной возникающих опасностей является сам человек-субъект собственного развития, фактор прогресса человечества и эволюции мира. В этом подходе предполагается воспитание человека нравственного, реализующего себя в контексте единства с природой и человечеством.
Из четырех подходов - три - педагогические, направленные на формирование безопасной личности [2].
Отсутствие законченной теории психологии безопасной жизнедеятельности как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях актуализирует дальнейшие научные поиски в сфере педагогики и психологии.
Как показал теоретический анализ проблемы, безопасность человека может рассматриваться, во-первых, с точки зрения состояния его жизнедеятельности (актуальная или ситуативная безопасность), во-вторых, с точки зрения свойств личности, характеризующих ее возможности в обеспечении своей безопасности, и тех систем, которые она включена. Во втором случае безопасность соотносится с устойчивыми личностными структурами, что позволяет ввести понятие безопасной личности.
Подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями [3].
У детей потребность в безопасности проявляется наиболее наглядно. Это обусловлено такими особенностями дошкольников, как восприимчивость, доверчивость к взрослым, зависимость от них, открытость в общении и любознательность, несформированность механизмов самосохранения, неумение анализировать обстановку, делать выводы, прогнозировать последствия действий.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без близкого взрослого человека ребенок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни [1].
В работе по ознакомлению детей с правилами безопасности используются такие формы, как наблюдение и анализ проблемных ситуаций, которые могли бы привести к неприятным последствиям, дидактические игры, познавательные беседы, экскурсии, игры-беседы, занятия-практикумы на местности, игры-драматизации, игровое моделирование, игровые персонажи, игровые оболочки бесед, досуговые мероприятия. Наиболее эффективной формой работы с детьми является практико-ориентированная деятельность - экспериментирование, проблемные ситуации. Жизненные ситуации, доступные пониманию ребенка, позволяют донести до него важность выполнения правил безопасного поведения. Осознание причины и следствия поступка является регулятором детского поведения. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий любого образовательного учреждения [3].
В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Основное направление многих программ составляет развитие умственных способностей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, а методические рекомендации по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников отсутствуют. Следует отметить, что имеется достаточное количество методической литературы, разработок, конспектов занятий по данному вопросу, но чаще всего этот материал используется педагогами эпизодически, не в системе. Поэтому возникла необходимость в разработке системы педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста, включающей поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей) с учетом принципов региональности и преемственности содержания материала по возрастным группам.
Список литературы
1. Гарнышева, Т. П. ОБЖ для дошкольников: Планирование работы, конспекты занятий, игры / Т. П. Гарнышева. - СПб. : Детство - Пресс, 2011. - 128 с.
2. Коджаспирова, Г. М. Безопасность образовательной среды детских учреждений: психолого-педагогический аспеут / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова - М. : Экон-Информ, 2009.
3. Полынова, В. К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры / В. К. Полынова. - СПб. : Детство-пресс, 2012. -
240 с.
4. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 80 с.
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1