Гафнер В. В.,
В статье проведен анализ ФГОС с точки зрения формирования у учащихся безопасного образа жизни. Дано определение «безопасный образ жизни».
Гафнер В. В.,
Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье проведен анализ ФГОС с точки зрения формирования у учащихся безопасного образа жизни. Дано определение «безопасный образ жизни».
В фундаментальном ядре содержания общего образования отмечается, что осознание ценности человеческой жизни и умение противодействовать влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, являются одними из основных задач воспитания личностной культуры человека [7].
В течение последних лет последовательно были утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования второго поколения для начального общего образования (НОО), основного общего образования (ООО) и среднего полного общего образования (СПОО). В новом ФГОС четко прослеживается серьезное отношение к вопросам здоровья и безопасности.
ФГОС НОО ввел в обращение новый термин «безопасный образ жизни»» (БОЖ). Уровни интеграции БОЖ в жизнь учащихся (от выполнения правил до формирования установок и ценностей) есть в описании «портрета выпускника» и описании личностных результатов для каждого уровня общего образования. Есть более детальное описание уровней формирования БОЖ в предметных результатах по отдельным предметам (ОБЖ, физическая культура, экология).
Позже термин «безопасный образ жизни» вошел в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [6], где он упоминается несколько раз. В частности, в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» говорится, что «Педагогические работники обязаны ... формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни». Как видно из текста, это требование относится ко всем педагогам, а не только к учителям ОБЖ и физкультуры, как принято думать.
Детально понятие «безопасный образ жизни» было нами рассмотрено в другой работе [2]. В соответствии со сложившимися представлениями, «безопасный образ жизни» - это сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь.
В отношении конкретной личности целесообразно использовать следующее определение, в соответствии с которым, «безопасный образ жизни человека» - основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение жизни.
Во ФГОС НОО итоговая оценка качества освоения основной образовательной программы должна учитывать готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Основная образовательная программа ООО должна обеспечить осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне ООО и СПОО должна включать в себя:
- модель организации работы по формированию безопасного образа жизни;
- критерии и показатели безопасного образа жизни;
- формы и методы формирования у обучающихся культуры безопасного образа жизни;
- планируемые результаты по формированию безопасного образа жизни.
В связи с графиком перехода обучения в соответствии с новыми ФГОС, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (ЗиБОЖ) разработаны пока только по начальной школе [1; 3; 5]. Согласно п. 19.7 ФГОС НОО, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени НОО как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Согласно примерным программам, работа по формированию культуры ЗиБОЖ может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:
1. Здоровьесберегающая инфраструктура.
2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы.
4. Реализация дополнительных образовательных программ.
5. Просветительская работа с родителями (законными представителями). Каким-то образом (случайно, по некомпетентности или преднамеренно) произошло так,
что в перечисленных выше программах по формированию культуры ЗиБОЖ нет ни единого слова о безопасности! «Безопасный образ жизни» оказался не включен в программу. Ответственные за разработку программы формирования культуры ЗиБОЖ в школах (завучи) берут за основу «рекомендованные» примерные программы и не задумываются, что программа не включает в себя блок о БОЖ. Но если в программе отсутствует блок, посвященный вопросам формирования БОЖ, то такая программа НЕ СООТВЕТСТВУЕТ не только ФГОС, но и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В качестве положительного примера для разработки требуемого раздела по БОЖ можно рассмотреть программу, разработанную в образовательной системе «Школа 2100» [4]. В данной программе формированию БОЖ отводится две (всего - шесть) задачи:
1) Воспитание у школьника культуры безопасного образа жизни.
Для решения этой задачи необходимо развитие следующих умений:
- понимать, что жизнь и личное здоровье есть высшая ценность не только для человека и его семьи, но и для общества в целом;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, уличного движения) с точки зрения безопасного образа жизни.
2) Формирование навыков и умений безопасного образа жизни, доступных каждому человеку.
К подобным навыкам и умениям относятся:
- внимательно отслеживать текущую ситуацию с целью адекватного реагирования на неё для сохранения жизни и здоровья;
- соблюдать правила безопасного поведения с огнём, водой, газом, электричеством;
- соблюдать правила дорожного движения и поведения на улице;
- соблюдать правила взаимоотношений с чужими людьми;
- соблюдать правила поведения при грозе, в лесу, на водоёме и т.п.
Предложенный перечень умений и навыков не является исчерпывающим, требует коррекции и уточнения, но сам факт внимания разработчиков к вопросам безопасности вызывает уважение. В начальной школе крайне мало учебных часов, на которых рассматриваются вопросы безопасности. Учебный предмет «Окружающий мир» дает лишь некоторые представления, а не «систему знаний об основах безопасного образа жизни», как написано во ФГОС НОО.
Чтобы сформировать ЗиБОЖ у учащихся, нужно в первую очередь понять, что в основе как здорового, так и безопасного образа жизни лежит система социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, которые проявляются в повседневном выполнении норм и правил. Разовые мероприятия, классные часы, изучение отдельных тем в разных учебных дисциплинах не решают проблему формирования безопасного образа жизни. Необходима целенаправленная и систематическая работа, основу и стержень которой в начальной школе может и должен составлять курс «Окружающий мир» и программа ЗиБОЖ, а для средней и старшей школы - предмет ОБЖ Только при коррекции имеющихся программ ЗиБОЖ, с выделением БОЖ в отдельный блок, будут созданы предпосылки для формирования у учащихся правильного отношения к собственной безопасности, которые в сочетании со знанием правил безопасности позволят снизить печальную статистику по гибели и травматизму наших детей.
Список литературы
1. Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении: начальная школа / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. М. : Просвещение, 2012. 127 с.
2. Гафнер, В. В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике // В. В. Гафнер / Народное образование. 2014. № 3. С. 186-192.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011. 204 с.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в образовательной системе «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru/uroki/general/OOP_nach_7_ekolog-kult_2013.pdf (дата обращения: 01.11.2014).
5. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни: основная школа (ФГОС) / Третьякова С. В., Иванов А. В., Чистякова С. Н. и др. М. : Просвещение, 2013. 96 с.
6. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М. : Просвещение, 2009. 59 с.
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, Б40 образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1