Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ БЖ

Опубликовано 14.11.2015

Кунгурова Е. В.,

в ходе экологического образования будущих педагогов безопасности жизнедеятельности эколого-просветительская деятельность формируется за счет базовых научно-педагогические знаний в области экологического образования, а также владений современными образова­тельными технологиями (содержательно-операциональный компонент).

Кунгурова Е. В.,

Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск, Россия

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из важнейших компонентов экологической политики государства является подго­товка высококвалифицированных специалистов, с высоким уровнем общей и экологической культуры, способной воспринимать и осуществлять идеи коэволюции общества и природы, решать экологические задачи различного масштаба.

Экологическое образование в мировой педагогической практике развивается как важней­шее условие сохранения и развития человеческой цивилизации. По мнению И.Н. Пономаре­вой, В.П. Соломина, экологическое образование подрастающего поколения и подготовка учителя к этой деятельности стало частью мировой стратегии в развитии современного рос­сийского образования [1].

Экологическое образование студентов - будущих педагогов а области безопасности жизнеде­ятельности, реализуется в ходе изучения таких дисциплин как: экология и безопасность жизне­деятельности, основы экологической культуры (математический и естественнонаучный цикл); информационные технологии в управлении средой обитания, мониторинг среды обитания, ис­точники загрязнения среды обитания, системы защиты среды обитания (профессиональный цикл).

Раскроем содержание указанных дисциплин, направленных на экологическое образование будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности:

1. Экология и безопасность жизнедеятельности: биосфера и человек, производство и био­сфера, экологические проблемы современности, экологическая безопасность и экозащитные технологии, экологическое законодательство и управление охраной труда в РФ.

Цель дисциплины: формирование базовых знаний по экологическим основам безопасно­сти жизнедеятельности и окружающей природной среде, взаимосвязи в биосфере человека с окружающей природной средой, формирование научного мировоззрения, соответствующего компетенции устойчивого развития.

В ходе проведения практических занятий студенты приобретают умения разработки гра­фических материалов по прогнозам динамики здоровья населения на основе статистических данных, расчета экологических рисков загрязнения окружающей среды и т.д. Разрабатывает внеклассные мероприятия по экологической безопасности для использования в педагогиче­ской практике со школьниками.

2. Основы экологической культуры: история развития экологического образования в рос­сийской школе, концептуальные основы развития экологического образования, гуманистиче­ские и культурологическая направленность экологического образования в России, экологи­ческая культура и законодательство, психолого-педагогические основы формирования эко­логической культуры.

Целью дисциплины является ориентация будущих специалистов в области педагогическо­го образования в вопросах формирования экологической культуры личности и общества.

На семинарские занятия по дисциплине «Основы экологической культуры» при изучении темы «Гуманистические и культурологическая направленность экологического образования в России» приглашаются специалисты из общекультурных организаций (областная библио­теки), что позволяет устанавливать реальную связь образования студентов и профессиональ­ной деятельности в сфере культурологической направленности.

Результатом освоения дисциплины является: формирование представлений о сущности и содержании экологической культуры; роли экологической культуры в обеспечении стратеги­ческого будущего человечества; экологической основы взаимодействия человека и окружа­ющей среды, роль человека в современной биосфере.

3. Информационные технологии в управлении средой обитания: информационные техно­логии и среда обитания, окружающая среда и здоровье человека, мониторинг среды обита­ния, управление качеством среды обитания.

Целью освоения дисциплины является, формирование базовых знаний, раскрывающих со­временные информационные технологии и процессы управления средой обитания; сформи­ровать представления об информационном обществе; о системе информационных техноло­гий, обеспечивающих управленческие процессы в обществе.

В процессе изучения дисциплины используются различные формы и методы обучения (индивидуальные, групповые и д.р.) для развития творческих индивидуальных способностей студента, улучшения качества усвоения учебного материала, применяются активные методы обучения: метод гипотез, метод прогнозирования, ситуационные задачи и т.д.

4. Мониторинг среды обитания: мониторинг среды обитания как многоцелевая информа­ционная система, организация системы мониторинга природной среды в России, методоло­гические основы экологического мониторинга, мониторинг загрязнения атмосферного воз­духа, мониторинг водных объектов, почвенно-экологический мониторинг.

Цель дисциплины: формирование теоретических знаний в области мониторинга среды обитания, изучить вопросы рационального природопользования и охраны окружающей сре­ды, взаимодействие природы и общества.

На практических занятиях студенты решают задачи по расчету различных антропогенных загрязнений почвы, атмосферы, гидросферы, биоты. Находят пути решения экологических проблем путем написания эссе, решения ситуационных задач.

5. Источники загрязнения среды обитания: техногенез как источник загрязнения среды обитания, общие сведения об источниках загрязнения, источники энергетического загрязне­ния, промышленные предприятия - как источник загрязнения среды обитания, автотранс­порт - источник загрязнения среды обитания, источники загрязнений природной среды на железнодорожном транспорте, интегральные показатели негативного воздействия источни­ков загрязнения на среду обитания.

Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с основными процессами и конструктивными особенностями воздействия источников загрязнения на среду обитания, их выбросами, сбросами, твердыми отходами и энергетическими воздействиями.

В ходе изучения дисциплины студенты на практических занятиях изучают методику рас­четов выбросов загрязняющих веществ от различных источников, методику расчетов раз­личных аппаратов очистки воздуха, воды. Проводится экскурсии на промышленные пред­приятия города (хлебозавод, очистительные сооружения, ТЭЦ и др.).

6. Системы защиты среды обитания: воздушные инженерно-экологические системы; методы, способы и технические устройства улавливания загрязняющих веществ; методы, способы и тех­нические устройства очистки вентиляционного воздуха от загрязняющих веществ; газоочистка; гидросфера, источники её загрязнения и процессы происходящие в ней; методы и средства кон­троля сточных вод; методы очистки сточных вод; методы переработки твердых отходов.

Цель дисциплины: формирование необходимых знаний для решения технологических за­дач по виду профессиональной деятельности.

7. Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере: методы теории систем и системного анализа; методы форматизированного представления систем; модели­рование и системный анализ происшествий с помощью диаграмм типа дерева; формализация моделей дерева целей; моделирование и системный анализ происшествий с помощью диа­грамм типа «граф», «сеть»; системный анализ и моделирование процесса причинения ущерба

от техногенных происшествий; системный анализ и моделирование процесса управления обеспечением безопасности в техносфере.

Цель дисциплины: сформировать понимание методологических основ системного подхода и роли системного анализа в совокупности научных методов познания; дать базовое пред­ставление об основных методах анализа, моделирования и прогнозирования опасных про­цессов в техносфере.

Таким образом, исходя из целей и содержания перечисленных выше дисциплин видно, что в ходе экологического образования будущих педагогов безопасности жизнедеятельности эколого-просветительская деятельность формируется за счет базовых научно-педагогические знаний в области экологического образования, а также владений современными образова­тельными технологиями (содержательно-операциональный компонент).

Список литературы

1. Белов, П. Г. Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. Г. Белов. - М. : Издательский цент «Ака­демия», 2003. 512 с.

2. Пономарева, И. Н. Экологическое образование в российской школе. История. Теория. Методика: учеб. пособие / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин. - СПб., 2005.

3. Экологический мониторинг: учеб. методическое пособие / под. Ред. Т. Я. Ашихминой. -М. : Академический проспект, 2005. - 416 с.

4. Экологический портал РФ // Режим доступа: http://www.ecologysite.ru.


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте