Кунгурова Е. В.,
в ходе экологического образования будущих педагогов безопасности жизнедеятельности эколого-просветительская деятельность формируется за счет базовых научно-педагогические знаний в области экологического образования, а также владений современными образовательными технологиями (содержательно-операциональный компонент).
Кунгурова Е. В.,
Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск, Россия
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из важнейших компонентов экологической политики государства является подготовка высококвалифицированных специалистов, с высоким уровнем общей и экологической культуры, способной воспринимать и осуществлять идеи коэволюции общества и природы, решать экологические задачи различного масштаба.
Экологическое образование в мировой педагогической практике развивается как важнейшее условие сохранения и развития человеческой цивилизации. По мнению И.Н. Пономаревой, В.П. Соломина, экологическое образование подрастающего поколения и подготовка учителя к этой деятельности стало частью мировой стратегии в развитии современного российского образования [1].
Экологическое образование студентов - будущих педагогов а области безопасности жизнедеятельности, реализуется в ходе изучения таких дисциплин как: экология и безопасность жизнедеятельности, основы экологической культуры (математический и естественнонаучный цикл); информационные технологии в управлении средой обитания, мониторинг среды обитания, источники загрязнения среды обитания, системы защиты среды обитания (профессиональный цикл).
Раскроем содержание указанных дисциплин, направленных на экологическое образование будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности:
1. Экология и безопасность жизнедеятельности: биосфера и человек, производство и биосфера, экологические проблемы современности, экологическая безопасность и экозащитные технологии, экологическое законодательство и управление охраной труда в РФ.
Цель дисциплины: формирование базовых знаний по экологическим основам безопасности жизнедеятельности и окружающей природной среде, взаимосвязи в биосфере человека с окружающей природной средой, формирование научного мировоззрения, соответствующего компетенции устойчивого развития.
В ходе проведения практических занятий студенты приобретают умения разработки графических материалов по прогнозам динамики здоровья населения на основе статистических данных, расчета экологических рисков загрязнения окружающей среды и т.д. Разрабатывает внеклассные мероприятия по экологической безопасности для использования в педагогической практике со школьниками.
2. Основы экологической культуры: история развития экологического образования в российской школе, концептуальные основы развития экологического образования, гуманистические и культурологическая направленность экологического образования в России, экологическая культура и законодательство, психолого-педагогические основы формирования экологической культуры.
Целью дисциплины является ориентация будущих специалистов в области педагогического образования в вопросах формирования экологической культуры личности и общества.
На семинарские занятия по дисциплине «Основы экологической культуры» при изучении темы «Гуманистические и культурологическая направленность экологического образования в России» приглашаются специалисты из общекультурных организаций (областная библиотеки), что позволяет устанавливать реальную связь образования студентов и профессиональной деятельности в сфере культурологической направленности.
Результатом освоения дисциплины является: формирование представлений о сущности и содержании экологической культуры; роли экологической культуры в обеспечении стратегического будущего человечества; экологической основы взаимодействия человека и окружающей среды, роль человека в современной биосфере.
3. Информационные технологии в управлении средой обитания: информационные технологии и среда обитания, окружающая среда и здоровье человека, мониторинг среды обитания, управление качеством среды обитания.
Целью освоения дисциплины является, формирование базовых знаний, раскрывающих современные информационные технологии и процессы управления средой обитания; сформировать представления об информационном обществе; о системе информационных технологий, обеспечивающих управленческие процессы в обществе.
В процессе изучения дисциплины используются различные формы и методы обучения (индивидуальные, групповые и д.р.) для развития творческих индивидуальных способностей студента, улучшения качества усвоения учебного материала, применяются активные методы обучения: метод гипотез, метод прогнозирования, ситуационные задачи и т.д.
4. Мониторинг среды обитания: мониторинг среды обитания как многоцелевая информационная система, организация системы мониторинга природной среды в России, методологические основы экологического мониторинга, мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, мониторинг водных объектов, почвенно-экологический мониторинг.
Цель дисциплины: формирование теоретических знаний в области мониторинга среды обитания, изучить вопросы рационального природопользования и охраны окружающей среды, взаимодействие природы и общества.
На практических занятиях студенты решают задачи по расчету различных антропогенных загрязнений почвы, атмосферы, гидросферы, биоты. Находят пути решения экологических проблем путем написания эссе, решения ситуационных задач.
5. Источники загрязнения среды обитания: техногенез как источник загрязнения среды обитания, общие сведения об источниках загрязнения, источники энергетического загрязнения, промышленные предприятия - как источник загрязнения среды обитания, автотранспорт - источник загрязнения среды обитания, источники загрязнений природной среды на железнодорожном транспорте, интегральные показатели негативного воздействия источников загрязнения на среду обитания.
Целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с основными процессами и конструктивными особенностями воздействия источников загрязнения на среду обитания, их выбросами, сбросами, твердыми отходами и энергетическими воздействиями.
В ходе изучения дисциплины студенты на практических занятиях изучают методику расчетов выбросов загрязняющих веществ от различных источников, методику расчетов различных аппаратов очистки воздуха, воды. Проводится экскурсии на промышленные предприятия города (хлебозавод, очистительные сооружения, ТЭЦ и др.).
6. Системы защиты среды обитания: воздушные инженерно-экологические системы; методы, способы и технические устройства улавливания загрязняющих веществ; методы, способы и технические устройства очистки вентиляционного воздуха от загрязняющих веществ; газоочистка; гидросфера, источники её загрязнения и процессы происходящие в ней; методы и средства контроля сточных вод; методы очистки сточных вод; методы переработки твердых отходов.
Цель дисциплины: формирование необходимых знаний для решения технологических задач по виду профессиональной деятельности.
7. Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере: методы теории систем и системного анализа; методы форматизированного представления систем; моделирование и системный анализ происшествий с помощью диаграмм типа дерева; формализация моделей дерева целей; моделирование и системный анализ происшествий с помощью диаграмм типа «граф», «сеть»; системный анализ и моделирование процесса причинения ущерба
от техногенных происшествий; системный анализ и моделирование процесса управления обеспечением безопасности в техносфере.
Цель дисциплины: сформировать понимание методологических основ системного подхода и роли системного анализа в совокупности научных методов познания; дать базовое представление об основных методах анализа, моделирования и прогнозирования опасных процессов в техносфере.
Таким образом, исходя из целей и содержания перечисленных выше дисциплин видно, что в ходе экологического образования будущих педагогов безопасности жизнедеятельности эколого-просветительская деятельность формируется за счет базовых научно-педагогические знаний в области экологического образования, а также владений современными образовательными технологиями (содержательно-операциональный компонент).
Список литературы
1. Белов, П. Г. Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. Г. Белов. - М. : Издательский цент «Академия», 2003. 512 с.
2. Пономарева, И. Н. Экологическое образование в российской школе. История. Теория. Методика: учеб. пособие / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин. - СПб., 2005.
3. Экологический мониторинг: учеб. методическое пособие / под. Ред. Т. Я. Ашихминой. -М. : Академический проспект, 2005. - 416 с.
4. Экологический портал РФ // Режим доступа: http://www.ecologysite.ru.
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.