Мальчикова Н.В.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени Ж.И. Алферова, Россия, Свердловская область. г. Туринск.
Травматизм является ведущей проблемой общественного здравоохранения в мире. В то же время значимость данной проблемы для общественного здравоохранения зачастую недооценивается, отсутствует полный сбор статистики [1]. Социальная значимость проблемы детского травматизма очевидна и решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционной медициной, знающей, что нужно предпринять, и педагогическими науками, знающими, кого и как следует обучать или предостеречь. Уровень детской смертности, связанной с травмами, в России – самый высокий в Европе и составляет более 13 000 детей в год или 35 в день [3].
Среди комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение получения травм среди детей, особую роль играет предупреждение несчастных случаев травматизма, это является главной задачей мероприятий подобного рода. Поэтому, школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение [2]. Если создать систему контроля травматизма в образовательных учреждениях, разрабатывать методы предупреждения и просветительскую работу среди учащихся и их родителей, то позволит ли это выработать навыки безопасности у школьников и снизить тенденцию школьного травматизма. Основной причиной получения травм является: падение по неосторожности, как за пределом школы, так и вне её пределах (в быту). Если делить статистику получения травм по половозрастному признаку, то более половины травмированных это мальчики возраста с 1– 6 класс, у девочек же, в общем соотношении процент травмированных чуть ниже [5].
Так же, из собранных мною отчётных данных среди образовательных учреждений Туринского ГО за 2011, 2012, 2013 год, были отмечены следующие результаты: по временному признаку более высокое процентное соотношение получения травм приходится на сентябрь – 21% , ноябрь и март – по 16% (2013 год) и март – 22%, октябрь – 22%, апрель – 17% (2012 год), за 2011 год данные примерно те же.
Так же, из предоставленных отчётных данных взятые с ГБУЗ СО «Туринской ЦРБ» имени О.Д. Зубова, за 2011, 2012, 2013 год, мною были отмечены следующие цифры:
- За 2013 год всего травмированных – 4274 человека, из них 2132ребёнка. 66 человек (более половины – дети) укушенных бродячими собаками.
- За 2012 год: травмированных – 4634 из них 2552–ребёнка. 45 человек – укушенных бродячими собаками (из них 27 детей).
- За 2011 год зафиксировано – 134 травмы полученных детьми.
- За 2010 год – 203 травмированных детей.
В работе школы, как правило, выделяются следующие виды деятельности по профилактике детского травматизма: организационная работа, инструктивно–методическая работа, массовая работа [6].
Организационная работа предполагает широкий комплекс деятельности. Это и обновление положений конкурсов, соревнований, и разработка положений новых конкурсов. Данная работа может включать в себя создание (обновление) стендов посвященных проблемам травматизма.
В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения в различных сферах жизни и применение полученных знаний на практике, во внеурочной деятельности.
Нормативно–правовое обеспечение включает в себя перечень необходимых инструкций и законов (подзаконных актов, приказов, указов, распоряжений) согласно проводимому инструктажу или беседе.
Материально–техническое обеспечение может включать в себя: необходимое оборудование, направленное на получение разного вида знаний в области травматизма, предполагаемое место занятий и обучения (учебный кабинет, зал, площадка).
Информационное обеспечение: подразумевает собой такие источники, через которые учащиеся могут черпать знание. Сюда относится создание и оформление стендов, контроль данных о статистике травмирования, специальные разработки уроков, бесед, конспектов лекций с учащимися и их родителями. Так же, разработки внеклассных мероприятий: проведение различного рода конкурсов и соревнований. Проведение лекций и бесед, в рамках классных часов и курса предмета ОБЖ, со специалистами из организаций вне – (полиция: служба ГИБДД, уполномоченные по правам человека, уполномоченные в сфере предотвращения террористических актов; медицинские службы: травматологи и статисты, МЧС: специалисты по профилактике предотвращения опасных ситуаций).
Так, же мною было выяснено процентное соотношение травмированных учащихся в школе. 38% – получали травмы (то есть примерно 102 человека получали травмы в период обучения в школе). Причиной получения травм, по мнению учащихся, является – несоблюдение техники безопасности и собственная неосторожность. По характеру травм преобладают ушибы, они идут на 1 месте, затем идут переломы и вывихи, а после гематомы и порезы (раны).
Большинство учащихся считает, что основной причиной получения травм является – несоблюдение техники безопасности и собственная неосторожность. Большая часть респондентов знают правила техники безопасности, и лишь малая часть, а именно – 6% отметили у себя отсутствие знаний по проблеме травмирования.
Эффективность рекомендаций. Наиболее действенное средство для борьбы с травматизмом – пассивное вмешательство, т.е. такое, которое не рассчитывает, что потенциальная жертва добровольно откажется от ставшей для нее привычной нормы поведения [4]. В качестве примеров пассивного вмешательства можно назвать пересмотренные правила строительства, исключающие падения как таковые, а также расположение емкостей с медикаментами на высоте, недосягаемой для детей. Ввиду того, что консультации по предупреждению травматизма требуют активного соучастия в их осуществлении самого человека, можно утверждать, что их действенность практически ограничена.
В заключении следует сказать, что проблема детского травматизма будет актуальной всегда, значит необходимо регулярно проводить мероприятия по профилактике детского травматизма, разрабатывать новые формы и методы, направленные на снижения уровня травм среди учащихся.
Список литературы
- Абрамов Н.Р. Руководство по охране труда. Пособие по обучению отдельных категорий застрахованных. – М.: Изд–во «Безопасность труда и жизни», 2004. – 349 с.
- Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 1999. – 343 с.
- Дик Н.Ф. Безопасность образовательного процесса и охрана труда в школе, лицее. – М.: Феникс, 2007. – 344 с.
- Михайлов Л. А [и др.]; Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов. Питер, 2007. – 302 с.
- Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Часть I: Справочник для руководителей и специалистов. – М., 2002. – 144 с.
- Рупленение Ф.В. Детский травматизм в возрастном аспекте, его профилактика и роль общественности в борьбе с ним. Рига, 1998. – 420 с.
Источник: Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 92 с.