Павлова А.Н., Гафнер В.В.
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия
Современные, стремительно развивающиеся технологии в совокупности с природными катаклизмами открывают человеку огромный спектр опасностей, угрожающих его жизни и здоровью. Каждый человек, оказавшись в опасной ситуации, поведет себя по–своему, это зависит от многих факторов: тип характера и темперамента, жизненный опыт, знания и умения и другое. Однако, вне зависимости от данных факторов, в любой опасной ситуации рано или поздно человек сталкивается с жизненно важным выбором, который определяет дальнейшее развитие событий в его жизни и жизни людей, которые в данную минуту находятся рядом с ним.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования одним из предметных результатов изучения предмета ОБЖ определяет: умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей [3].
В школах на уроках ОБЖ учениками изучается большое количество опасных ситуаций, а так же четкая последовательность действий в той или иной ситуации. Процесс проверки знаний позволяет ученику заранее подготовиться к ответу на поставленный на уроке вопрос, учитель выделяет время для размышления, однако в опасной ситуации этого времени у человека не будет. Решение он должен принять быстро и правильно одновременно.
Умение принимать индивидуальное обоснованное решение в опасных ситуациях очень важно для жизни и здоровья человека, однако по принятию решений в опасных ситуациях разработано недостаточно методических материалов для формирования данного умения у учащихся на уроках ОБЖ. Именно поэтому возникает острая необходимость внедрения новых методик, разработок, рекомендаций в образовательный процесс.
В процессе исследования данной темы нами были выделены наиболее важные факторы, влияющие на процесс принятия решения. К ним относятся: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности, ограниченность во времени, в группе принимается решение или индивидуально, ограничен человек во времени или нет, имеется ли предшествующий опыт столкновения с определенной опасной ситуацией или нет.
Кроме того, любой процесс обоснованного принятия решения проходит определенные этапы: 1. предварительная формулировка проблемы, цели и задач 2.сбор и анализ информации 3.уточнение цели и задач 4.выбор критериев оценки эффективности решения 5. поиск возможных альтернативных вариантов решений; 6. обработка вариантов решений (анализ, сравнение, обоснование); 7. оценка последствий и возможностей решений 8. принятие решения [1].
Мы видим возможность формирования у учащихся умения принимать индивидуальные обоснованные решения именно через отработку каждого этапа в отдельности, постепенного формирования комплекса умений, направленных на достижение единого результата – умения принимать решения. Поэтапное формирование умений позволит педагогу уточнить возможные пробелы в работе, увидеть учеников, которые еще не усвоили тот или иной этап. Кроме того, учитель может еще более усложнять задачу добавлением в данный процесс факторов, влияющих на принятие решения в опасной ситуации (ограничить учеников во времени, создать условия для индивидуального принятия решения, создавать неожиданные для них ситуации).
Традиционная педагогика в целях обеспечения доступности и посильности при изложении материала и организации деятельности детей рекомендует идти от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от известного к неизвестному, от фактов к обобщениям [2]. Следовательно, формируя данные умения поэтапно, мы не нарушаем общих принципов обучения.
Жизненный опыт приобретается человеком непосредственно через его практическую деятельность. Человек, когда–то сталкивающийся с той или иной опасностью в течение собственной жизни, намного эффективнее справится с ней, нежели тот, кто столкнулся с этим впервые. Поэтому задача учителя ОБЖ обеспечить получение опыта учащимися принятия индивидуального обоснованного решения в опасной ситуации через их практическую деятельность, создать максимально приближенные условия для формирования данного умения.
Список литературы:
- Гафнер В. В. Информационная безопасность. Ростов на Дону: Феникс, 2010. 324 с.
- Сластенин В. А. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.
- ФГОС ОО от «17» декабря 2010 г. № 1897.
Источник: Грани педагогикибезопасности: материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 92 с.