Калимуллин Р.Ф., Гафнер В.В.
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия
Ещё в давние времена человек научился защищать свою жизнь от опасностей природной среды, строить себе жилище из подручных материалов, добывать огонь, различать съедобные плоды от несъедобных, охотиться и многое другое.
Прошли столетия, и человек, благодаря своим возможностям, создал себе свой искусственный мир, в котором проводит большую часть своей жизни. Существование человека в искусственно созданном им мире (город, село) очень отличается от природных условий, именно поэтому в наши дни нередки случаи, когда человек в результате сложившихся обстоятельств попадает в условия автономного существования и не может справиться со сложностями самостоятельно, без использования специальных средств и приспособлений.
Проблематика данного вопроса заключается в том, что с одной стороны, в школах ведется работа по формированию знаний, умений и навыков в условиях автономного существования человека в природе, а с другой, существующих на данный момент методик обучения и способов организации данной темы недостаточно для эффективного усвоения материала учащимися.
Нами была проведена исследовательская работа по специфике автономного существования и выявлены, следующие важные моменты.
Автономное существование человека в природе – особенно трудная ситуация жизнедеятельности. В ней может оказаться как группа людей – группа туристов, экипаж самолета, экспедиции, так и отдельный человек – заблудившийся, оторвавшийся от группы [1].
Успех выживания в условиях такой трудной жизненной ситуации, как автономное существование зависит от личностных качеств человека, а так же прочных знаний основ выживания. Условия автономного существования человека в природе предполагают обязательное наличие у него следующих умений: умение преодолевать страх и предотвращать наступление возможного стрессового состояния; умение оказывать помощь и самопомощь в случае травмы или ранения; умение спасать имущество и запасы продовольствия; умение устанавливать связь и подавать сигналы бедствия; умение построения временного укрытия; умение добыть воду и пищу; умение ориентироваться в пространстве и времени для определения маршрута выхода к людям. Поэтому, данные умения необходимо формировать в процессе обучения еще в школе на уроках ОБЖ.
Обучение – это специально организованный, направленный на удовлетворение потребностей человека процесс. Это управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, имеющий целью усвоение знаний, умений, формирование навыков, мировоззрения, развитие умственных и духовных сил учеников [3].
В связи с этим, учителю ОБЖ в процессе обучения учащихся автономному существованию в природе рекомендуется:
1. Демонстрируя детям способы выживания, необходимо постоянно обращать их внимание на большую сложность тех или иных процессов. Важно учесть то, что это должно иметь природу не запугивания, а объективного знакомства с предстоящими трудностями жизнеобеспечения в условиях автономии. Изучая данную тему выживания человека, необходимо уделять большое внимание отработке практических навыков у учащихся.
2. Должны быть рассмотрены вопросы физической подготовки, важности тренировок, закаливания, акклиматизации организма.
3. Учителю ОБЖ в беседе с детьми необходимо акцентировать внимание на знания, умения и навыки, которые понадобятся им для выживания в природной среде. В жизненных примерах необходимо использовать современный фактический материал.
4. Доказано, что процесс запоминания протекает намного быстрее и лучше, когда человек изготавливает что–либо своими руками, тренируется использовать знания на практике, может потрогать, понюхать и т.п. Поэтому необходимо уделять большое внимание приобретению практических навыков у учащихся.
5. Наиболее успешными в решении практических вопросов будут выступать занятия туристической деятельностью с учащимися. Занятия туризмом лучше, чем любой другой целенаправленный вид учебной деятельности, способны подготовить детей к адекватному поведению и правильным действиям в условиях автономного существования [2].
6. Цикл занятий с детьми целесообразно завершить контрольными вопросами и заданиями (желательно практической направленности), охватывающими основные правила безопасности пребывания в природной среде.
Проведя исследование данного вопроса, мы пришли к выводу о том, что автономное существование – это сложная жизненная ситуация, в которой главная задача человека выжить. Для выживания ему необходимы определенные знания способов и приемов самоспасения, однако одних знаний совершенно недостаточно для успешного выживания, именно поэтому мы ставим на первое место практическую, наглядную деятельность учащихся, которая позволяет решать одновременно две задачи: изучать новый материал и, одновременно с этим, получать ценный, практический, жизненный опыт.
Список литературы:
- Ильичев А. А. Большая энциклопедия выживания. М.: Эксмо, 2001. 496 с.
- Маслов А.Г. Способы автономного выживания человека в природе . М.: Академия, 2004. 304с.
- Подласый И. П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 2007. 575 с.
Источник: Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 92 с.