Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ–ОРГАНИЗАТОРОМ ОБЖ

Опубликовано 30.10.2015

Борзова О.И.

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия

 

Человечество на всём протяжении своей истории постоянно подвергается воздействию чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся массовой гибелью людей. Последнее обстоятельство связано с неумением населения предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях. Для успешной реализации мер по сохранению жизни людей значительную роль играют уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, практические навыки защиты, а также степень сформированности культуры безопасного поведения. Указанные обстоятельства позволяют констатировать, что проблема воспитания личности безопасного типа является одной из важнейших проблем современности.

Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания к этой проблеме со стороны системы образования. В образовательных учреждениях этими вопросами занимается школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), который в силу специфики своего содержания  имеет реальные возможности формирования  у учащихся системы специальных знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств, необходимых для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

В то же время усвоение учебного материала, приобретение умений и навыков безопасного поведения в рамках данного предмета можно сделать более продуктивным при организации тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, которую должен организовать преподаватель–организатор ОБЖ.

Понятие «внеурочная деятельность» подразумевает любую самостоятельно организованную учителем или учащимся деятельность школьников во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью развития как в образовательном, так и духовно–нравственном плане.

Внеурочная деятельность по безопасности жизнедеятельности решает такие задачи:

– освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;

– воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России;

– развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности ведения здорового образа жизни;

– овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Различают два направления внеурочной деятельности по ОБЖ:

– работа с учащимися, отстающими от других  в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по ОБЖ;

– работа с учащимися, проявляющими интерес к ОБЖ.

            Но можно выделить ещё и третье направление: работа с учащимися по развитию интереса в изучении ОБЖ.

Основной целью первого направления является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Цели второго направления внеурочной деятельности по ОБЖ могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового ученики так, например:

– развитие и углубление знаний по программному материалу;

– привитие учащимся навыков исследовательской работы;

– развитие представлений о практическом применении знаний по ОБЖ;

– способствование выбору будущей профессии.

Внеурочная  деятельность по безопасности жизнедеятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса школы, позволяющий не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки и умения, придать процессу образования творческий характер, создать оптимальные условия для саморазвития личности. Между тем, значительное количество преподавателей–организаторов ОБЖ испытывают трудности при организации внеурочной деятельности и не используют её резервы в полной мере.

При оценке состояния организации внеурочной деятельности преподавателями–организаторами ОБЖ обозначился ряд проблем:

– отсутствие единой системы требований к организации внеурочной деятельности;

– недостаточное материально–техническое обеспечение кабинетов ОБЖ;

– загруженность преподавателей и учащихся и, как следствие, недостаток времени для организации внеурочной деятельности;

– наличие непродуманных обязательных «директив сверху», нарушающих систематическую организацию внеурочной деятельности;

– недостаточная методико–педагогическая подготовка преподавателей–организаторов ОБЖ, отсутствие соответствующих специалистов;

– отсутствие систематичности при организации внеурочной деятельности.

Несмотря на существующие проблемы, повысить эффективность организации внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности помогут следующие рекомендации:

– систематичность организации внеурочной деятельности;

– использование активных методов обучения при проведении внеурочных занятий;

– обеспечение сотрудничества с другими учреждениями при организации внеурочной деятельности;

– использование при проведении внеурочных занятий личностно–деятельностного подхода;

– организация внеурочной деятельности с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

– обеспечение сочетания педагогического руководства с самостоятельностью учащихся;

– применение межпредметных связей при организации внеурочной деятельности;

– привлечение родителей для участия во внеурочных мероприятиях;

– использование форм организации внеурочной деятельности, которые соответствуют возможностям учебно–материальной базы образовательного учреждения;

– повышение уровня профессиональной подготовленности преподавателей–организаторов ОБЖ.

Показателями эффективности внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности может служить повышение качества обучения учащихся безопасности жизнедеятельности, достижения учащихся в различных видах внеурочной деятельности, удовлетворённость учащихся, родителей и преподавателя–организатора ОБЖ организацией внеурочной деятельности.

Для того, чтобы внеурочная деятельность была всегда интересной и полезной, удовлетворяла потребности учащихся и запросы их родителей и при этом была результативной необходимо регулярно проводить работу по освоению преподавателями–организаторами ОБЖ современных и продуктивных подходов, форм, приёмов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности.

 

Источник: Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 92 с. 

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте