Кавунова Н.В.
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия
Травматизм представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей. Ежегодно миллионы людей на планете из–за личной беспечности и неосторожности или по чьей–то преступной халатности и безответственности получают травмы, становятся инвалидами, лишаются жизни. Из всех видов травматизма наибольшую опасность для здоровья и жизни людей представляет дорожно–транспортный травматизм.
Дорожно–транспортный травматизм находится в списке ведущих причин смертности в мире. Каждый год на дорогах мира погибает примерно 1,24 млн. чел., и еще от 20 до 50 млн. получают в ДТП не смертельные травмы. За 10 лет на дорогах РФ погибли 315 тыс. человек, около 2 млн. получили увечье. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны ежедневно в ДТП до 10 детей погибают и более 100 получают травмы.
Высокий уровень детского дорожно–транспортного травматизма неизбежно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны быть единой системой. Только в этом случае наиболее эффективно решается главная задача профилактики – научить ребенка безопасно вести себя и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитание сознательного отношения к выполнению Правил дорожного движения.
Образовательная организация является одним из основных социальных институтов, призванных обучать детей и подростков правопослушному поведению на дорогах и улицах. В связи с этим создание педагогических условий предупреждения причин возникновения дорожно – транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий и профилактика детского дорожно–транспортного травматизма является одним из основных направлений воспитательной деятельности общеобразовательных организаций. Школа способствует не только усвоению знаний и навыков грамотного поведения детей на дорогах и улицах, но и прививает культуру поведения в общественных местах, формирует ценностное восприятие собственных действий и поступков обучающихся в дорожно–транспортных ситуациях.
Преподаватель – организатор ОБЖ совместно с заместителем директора по УВР планируют работу по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма на основе анализа работы предыдущего периода. Планирование профилактической работы осуществляется в соответствии с научными принципами. Планы конкретные, обоснованные и реальные для выполнения. Составляются они на основе статистических данных и факторного анализа причин и условий, способствующих возникновению аварийной ситуации на дороге. В планах определены исполнители, сроки, формы и методы решения конкретных вопросов по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма. Планы согласуются и утверждаются субъектами, заинтересованными в проведении конкретных профилактических мероприятий.
Содержание работы по формированию культуры безопасного поведения обучающихся на дорогах и предупреждению причин возникновения дорожно– транспортных происшествий может осуществляться по нескольким направлениям: информационное, развивающее, воспитательное, пропагандистское, шефское и другие.
Информационное направление предполагает информирование участников образовательного процесса и образовательного сообщества о проблемах детского дорожно–транспортного травматизма и основах безопасного поведения на улицах и дорогах. Такая деятельность предполагает организацию школьных радиопередач, создание стендов, стенгазет, «боевых листков», размещение актуальной информации на сайте образовательного учреждения и другой информационной работы.
Развивающее направление – формирование у обучающихся практических умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, а также профилактика детского дорожно–транспортного травматизма.
Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения детей и подростков на улицах и дорогах, формирование правопослушного социального поведения, безопасность жизнедеятельности детей и подростков в окружающей среде.
Пропагандистское направление предполагает разъяснительную работу для детей младшего школьного и подросткового возраста, родителей и других взрослых по вопросам безопасного поведения на улицах и дорогах посредством проведения бесед, викторин, игр, экскурсий, соревнований, конкурсов, КВН, тематических утренников, праздников, постановки спектаклей, создания агитбригад, а также через создание и использование наглядной агитации безопасного поведения участников дорожного движения, участие во всех профилактических мероприятиях, конкурсах и др.
Шефское – предусматривает разъяснительную работу по пропаганде основ безопасного поведения на улицах и дорогах для детей младшего школьного и подросткового возраста, правил дорожного движения в школах, внешкольных учреждениях с использованием различных наглядных средств, а также организацию среди младших школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения, разучивание песен и стихов, помощь в проведении экскурсий «Азбука дорог»; организацию мастерской «Умелые руки» для подготовки наглядных пособий для детей.
Патрульная деятельность предполагает участие в рейдах вместе со взрослыми в целях предотвращения нарушений Правил дорожного движения со стороны детей и подростков, родителей; выпуск «молний» по результатам патруля и рейдов; информирование родителей о нарушении школьниками Правил дорожного движения; дежурство у перекрестков в микрорайоне школы; организацию практических игр на территории автогородков безопасности дорожного движения и автоплощадок; участие в создании автоплощадок на пришкольных участках и в других местах, выделенных для этой цели; работу с юными велосипедистами.
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского дорожно–транспортного травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности на дорогах и профилактики травматизма. Эта деятельность включает в себя комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно с сотрудниками Госавтоинспекции, с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних, заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных органов управления образования, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений.
Рекомендуется проводить обучение учащихся ПДД в специальном классе и на специализированных транспортных площадках. На занятиях не более 40% времени отводить на изучение теоретических основ, а остальное – на привитие практических навыков. В кабинете ОБЖ должно быть достаточное количество учебной, учебно–методической литературы и наглядных пособий, должен быть макет местности микрорайона, а к нему комплект моделей дорожных знаков и автотранспорта, которые используются при определении безопасного пути в школу и проведении занятий по обучению детей разгадыванию «дорожных ловушек».
Для проведений занятий с учащимися и их родителями должна иметься хорошая видеотека, набор различных игр, «копилка» нестандартных форм работы для обучения и пропаганды безопасности дорожного движения. Всё это обеспечивает мотивацию к изучению ПДД, облегчает понимание и запоминание информации детьми, содействует воспитанию у учащихся привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте.
Источник: Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 92 с.