Бояров Е.Н.
Сахалинский государственный университет,
г. Южно-Сахалинск, Россия
В конце XX века российская система образования претерпевает бурные изменения, которые затрагивают все ее элементы – от финансирования и управления до содержания образования, методов и форм оценки результатов. Эти изменения происходят на фоне решения проблемы подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности и непосредственно связаны с проблемой построением информационной образовательной среды в образовательном учреждении.
Как и всякая среда, образовательная среда порождается теми компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием, системами обучения, их методическими системами. Многие из этих компонентов (факторов влияния) создаются самим образованием, другие предоставляются внешней средой.
В Большом Энциклопедическом словаре (2000) под фактором понимаем условие, причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты. При этом процесс выступает как результат взаимодействия системы различных факторов. Образовательную среду составляют и внутренние, и внешние факторы по отношению к образованию [2].
Внешние факторы по существу задают ограничения на темпы и характер оснащения учебного процесса средствами ИКТ, практическую возможность распространения тех или иных информационных новаций с учетом того факта, что учебный процесс разворачивается и в университете, и дома во время самостоятельной подготовки, поэтому необходимо принимать во внимание средства ИКТ, которые доступны обучающемуся в различных условиях.
К числу внешних факторов относятся социально-экономические и политические факторы, которые влекут за собой изменения мирового сообщества, и как следствие, способствуют возникновению в современном образовании таких процессов, как демократизация, глобализация, интеграция, гуманизация, гуманитаризация образования и его информатизация. Данные факторы определяют политические, экономические и социальные трансформации в стране, связанные с развитием информационного общества в Российской Федерации, которые принципиально изменили требования рынка труда и обучающихся к системе образования и ее продукту по содержанию и структуре подготовки в условиях информатизации образовательной среды вуза.
К внешним факторам можно, в первую очередь, отнести:
– социально-экономические преобразования российского общества, связанные с его информатизацией, при этом система управления образованием демонстрировала несоответствие демократическим принципам нового информационного общества и рыночной экономики;
– неоднородная и нестабильная финансовая ситуация, в первую очередь, сокращающееся бюджетное финансирование всех уровней, потребовавшую изменения структуры и схемы финансирования образования, поиска путей повышения эффективности затрат на образование;
– глобализация образования на основе тотальной информатизации всех сфер современного образовательного процесса, в том числе, и за счет внедрения ИКТ в систему высшего профессионального образования;
– образовательная политика Российской Федерации, одним из основных направлений которой является информатизация и обеспечение современным учебным оборудованием, совершенствование информационного образовательного процесса и материально-технической базы;
– глобализация применения информационных технологий во всех сферах жизни общества с учетом достигнутого уровня развития информационной индустрии и др.
Можно констатировать, что если еще десять-пятнадцать лет назад внешние факторы тормозили (как минимум, не поддерживали) процесс информатизации высшего профессионального образования, то сегодня они его подталкивают. Более того, внешние факторы стимулируют педагогов интенсивнее обсуждать внутренние факторы процесса информатизации системы высшего профессионального образования, а в последнее время и развития информационной образовательной среды вуза.
Таким образом, внешние факторы определяют доступность и качество ИКТ, технологически возможный уровень информатизации общества, требуемую общеобразовательную подготовку и уровень информационной насыщенности современной образовательной среды.
Внутренние факторы обусловлены процессами, которые в значительной степени контролируются в рамках системы высшего профессионального образования. Они связаны с текущим уровнем развития педагогической науки и инновационной практики, способностью системы высшего профессионального образования откликаться на изменяющиеся ожидания и вызовы общества, воспринимать и осваивать новые инструменты (средства) работы с информацией для решения широкого спектра образовательных задач. Эти факторы характеризуются:
– разработанностью вопросов изменения содержания образования, методов и форм учебной работы, требующих включения ИКТ в образовательный процесс;
– имеющимся научно-методическим и практическим заделом в области информационных образовательных ресурсов в комплекте с необходимыми учебными и методическими материалами;
– достигнутым уровнем профессиональной подготовки специалистов образования, их знакомством с педагогическим потенциалом ИКТ и способностью использовать этот потенциал в своей профессиональной работе;
– гибкостью системы управления образовательными учреждениями, ее готовностью и способностью к изменению содержания образования и сложившихся форм работы педагогов, способностью распознавать и осваивать новое, выявлять и распространять прогрессивные организационные формы и методы учебной работы на основе применения ИКТ.
Внутренние факторы определяют, как на практике будут происходить потенциально возможные изменения, как и какие современные ИКТ и средства образования на их основе будет запрашивать вуз, как будут использоваться те средства, которые вложены в сферу образования и оказывают постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование системы высшего профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности.
К внутренним факторам, определяющим изменения системы образования можно отнести следующие:
– качество образования и его контроль, заключающийся в сформированности информационной системы оценки качества образования в общем, направленной на создание таких условий подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности, которые необходимы и достаточны для их успешной профессиональной деятельности. Данный фактор представляет собой многокомпонентное явление, включающее в себя не только качество образовательного процесса, но и качество (уровень) информационной образовательной среды образовательного учреждения;
– кадровый потенциал, заключающийся в высокой квалификация педагогических кадров, а также традиции лидерства в образовательной системе РФ, направленный на ориентирование педагогов на современные ИКТ;
– инфраструктура системы образования и её безопасность, характеризующийся расширением материально-технической базы и средств подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности на основе применением современных ИКТ.
Совокупность данных факторов определяют специфическое направление развития современного образовательного процесса – информационное, в рамках которого стало складываться представление о том, что необходимо перейти к использованию средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. В дидактико-организационном аспекте возможности образовательной среды выступают ресурсом повышения качества образования, источником развития личностного и профессионального опыта.
Список литературы
1. Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, № 3 (2), 2012. С. 569-573.
2. Большой энциклопедический словарь – М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: "Норит", 2000. – 1456 с.
3. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие – М.: Изд-во «НексПринт», 2010. – 95 с.
Педагогика безопасности: наука и образование : материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.