Папулова Е.Г.
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,
г.Владимир, Россия
Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. В последнее время в педагогике и психологии детства особую актуальность приобретает вопрос адаптации младших школьников к процессу обучения в общеобразовательной школе.
По мнению Мардахаева В. М., адаптация (от латинского adaptation – приспособление, прилаживание) – приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни. Адаптация – универсальное свойство живого, которое проявляется как в норме (здоровье), так и в патологии (болезнь) [1, с.11].
Начало систематического обучения в школе, связанное с изменением социального статуса и ведущей деятельности, требует определенной педагогической и психологической готовности ребенка. Нормальная адаптация в новых условиях во многом определяется уровнем волевого развития. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для успешной учебы необходимо, чтобы ученик сумел безболезненно принять новые правила и нормы поведения, понять и усвоить специфику учебной ситуации, требования учителя, наконец, относительную условность общения, чтобы отличить учительницу от бабушки, с которой можно капризничать.
Для успешной адаптации к школе, малышу необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу, как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Это вызывает существенные трудности в период адаптации.
Многие родители считают, что главное условие готовности к школе – объем знаний ребенка. Но готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не столько объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений [2, с.9].
Следует отметить, что адаптация младших школьников находится в центре внимания: педагогики (Амонашвили Ш.А., Белова Г.А., Гранкина Е.Д., Кудрявцева Е.А., Подласый И.П. и другие) и психологии (Антонова Т.В., Дорофеева Г.А., Кудрявцев В.А., Петровский А.В. и другие).
Актуальность данного исследования обусловлена проблемой недостаточного объема реализации мероприятий по адаптации младших школьников к условиям классного коллектива в педагогической практике.
Наше исследование было проведено на базе МБОУ СОШ №15 города Владимира. Выборку составили учащиеся 1 класса (возраст 7-8 лет), количество человек 26.
В ходе педагогической адаптации первоклассников к школьной жизни, учителем в течение года систематически проводилась работа:
- перед началом обучения было организовано общение с родителями для знакомства с семьями своих воспитанников;
- в классе создана доброжелательная атмосфера, которая позволила детям быстро найти общий язык, как с друг другом, так и с учителем;
- в учебной и внеклассной деятельности проводились творческие воспитательные дела, которые систематично вводили детей в школьную жизнь.
Для проведения эмпирических исследований на тему «Педагогические аспекты адаптации младших школьников» нами были проведены следующие методики: «Социометрия» (Дж. Морено), «Оценка уровня школьной мотивации» (Лусканова Н.Г.), «Градусник», проективные методики «Солнце, тучка, дождик» и «Что тебе нравится в школе?»
По результатам проведенной методики «Социометрия» были получены следующие данные: коллектив учащихся очень сплоченный, так как не имеет изолированных членов.
Также нами была проведена методика «Оценка уровня школьной мотивации» по Лускановой Н.Г. С её помощью было установлено, что 4 % детей очень активны на уроках, они с интересом изучают любые школьные дисциплины; 76% детей достаточно дисциплинированы, хотя иногда могут отходить от навязанных норм и правил; 11% детей положительно относятся к школе, но привлекает их в ней отнюдь не учебная деятельность, а общение со сверстниками; 9% детей неохотно посещают школу, могут пропустить уроки, это состояние характеризуется, как нестабильная дезадаптация.
Полученные нами результаты примененной в ходе исследования методики «Что тебе нравится в школе?» свидетельствуют о положительном отношении к школе всех детей исследуемого нами класса. Положительный эмоциональный настрой детей явился следствием профессиональной деятельности учителя, который проводил с учащимися не только уроки и внеклассные занятия, а также уделял большое внимание психическому состоянию младших школьников, и старался учесть особенности характера каждого воспитанника, выстраивал процесс педагогической адаптации детей на основе выявленных диагностических данных.
Таким образом, полученные в исследовании данные подтверждают нашу гипотезу о том, что социально - педагогическая деятельность с первоклассниками является успешной, во-первых, при обязательной организации диагностики по выявлению уровня адаптации школьников и, во-вторых, при применении обоснованных диагностическими данными соответствующих методов и форм педагогической адаптации детей к школьной жизни.
Список литературы
- Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. / авт.-сост. Л.В. Мардахаев – М.: Издательский цент «Академия», 2002. – 368 с.
- Луговская А., Кравцова М., Шевнина О. Хочу в школу? Как пробудить у ребенка интерес к учебе. / А. Луговская, М. Кравцова, О. Шевнина – М.: Эксмо, 2006. – 224 с.
Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.