Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Опубликовано 16.11.2015

Межевич О.В.

Южный Федеральный Университет

 г. Таганрог, Россия

 

Для совершенствования и активизации учебного процесса в высшей школе большое значение имеет учет особенностей вузовского обучения, которое требует перестройки у студентов стереотипов учебной работы сложившихся в школе и вооружение новыми умениями и навыками учебно-познавательной деятельности.

 

Преподавателям высшей школы, как и всем другим, важно помнить, что практическое применение принципа гуманизации образования сегодня заставляет их рассматривать свою собственную педагогическую деятельность как процесс целенаправленного активного взаимодействия со студентами, целью которого является становление последних как личностей и профессионалов. Именно в этом кроется принципиальное отличие гуманистической педагогики от педагогики авторитарной, где содержание педагогической деятельности определяется понятием «воздействие» [2]. В ходе педагогической деятельности преподаватель выступает как субъект, целенаправленно взаимодействующий с другими субъектами (студентами), удовлетворяя свои потребности и создавая условия для удовлетворения потребностей обучаемых.

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса.

Из этого можно сказать, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могут научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше [3].

Обычно активные методы обучения применяются в комплексе с традиционными методами.

В качестве примера можно рассмотреть практическое занятие для студентов вузов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» на тему «Оказание доврачебной помощи». До занятия студентам сообщается тема, даётся список литературы и предлагается заранее изучить необходимый материал, продумать и подготовить возможные вопросы. Перед занятием студенты самостоятельно готовят темы, которые были обсуждены и сгруппированы преподавателем заранее. В начале занятия студенты делятся на подгруппы: 1-информационную, 2-творческую, 3-коррекции и 4-экспертную. Студенты первой подгруппы сообщают теоретическую информацию; второй – приводят практические примеры; третьей – выполняют функции преподавателя - уточняют, дополняют и подводят итог высказанной информации; четвертой – оценивают ответы других подгрупп в баллах по таблице. Расположение студентов – лицом друг к другу. Все студенты по очереди принимают участие в каждой подгруппе, поэтому каждый студент получает объективную оценку своих знаний. Преподавателю необходимо следить, чтобы обсуждение не уходило в сторону от обсуждаемой проблемы.

Во второй части занятия группа студентов делится на несколько подгрупп по три человека в каждой. Преподаватель каждой подгруппе по очереди предлагает свою ситуационную задачу, в ходе решения которой студенты, будучи «очевидцами происшедшего несчастного случая», должны предложить способы оказания доврачебной помощи (ОДП) пострадавшему. Навыки ОДП отрабатываются студентами на специальном обучающем манекене. Время действий «реаниматоров» при решении ситуационной задачи ограничено, поэтому действия членов подгрупп должны быть быстрыми, согласованными.

Такая форма интересна студентам, занятие проходит на высоком уровне активности, студенты проявляют навыки самоуправления, учатся работать коллективно, т.к. находятся в зависимости друг от друга. Даже если некоторые из студентов не подготовлены, проявляются взаимоподдержка и взаимопомощь. Они охотно принимают игровые роли, проявляя свои творческие способности. Учатся формулировать свои мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать и корректно, аргументировано отвечать на вопросы [4].

Преподаватель оценивает ответы и участие каждого студента. По этой теме далее может быть проведён «Блок-опрос» с целью закрепления, повторения и проверки полученных знаний. Также с целью научить студентов внимательно слушать выступления друг друга, сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы; сформировать аналитические способности; развить навыки самоуправления.

Коллективная форма взаимодействия и общения учит студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументировано вести спор. Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины [6]. На таких занятиях формируются предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста.

Таким образом, особенности активных методов обучения заключаются в решении психологических проблем в коллективе, высоком уровне мыслительной (интеллектуальной), аналитической деятельности студентов. К тому же практическая деятельность способствует более прочному усвоению знаний. Повышает интерес к занятию, что сопряжено с положительными эмоциями и идет эмоционально-интеллектуальный отклик на обучение [5]. Наблюдается высокий уровень мотивации, самоуправления. Развиваются творческие и коммуникативные способности.

В системе высшего профессионального образования активное обучение может стать (а во многих вузах стало) как бы системообразующим, в рамках которого используются и все другие обобщенные педагогические технологии. Вместе с тем, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционных, хорошо зарекомендовавших себя форм и методов обучения, которые решают широкий класс дидактических задач [1]. Искусство проектирования образовательного процесса в том и состоит, чтобы найти баланс между разными педагогическими технологиями. Отсюда возникает необходимость внедрения таких педагогических технологий, в основе которых лежали бы личностно-деятельностный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.

 

Список литературы

1. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 2006. – 178 с.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 2001. – 118 с.

3. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: «Народное образование», 2001. – 124 с.

4. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. М., 1996. – 285 с.

5. Сатыбалдина К., Тарасенко Р. Проблемное обучение как основа формирования творческого мышления студентов. А.-А., 1991. – 82 с.

6. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991. – 167 с.


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте