Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕй ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Опубликовано 16.11.2015

Ивашкин С.И.

количество педагогически запущенных подростков возрастает, что подтверждается статистическими данными. Как отмечается, меняется влияние внешней среды, социальной ситуации в стране, а, следовательно, изменяется проблема педагогической запущенности. В связи с этим, решение исследуемой проблемы, требует новых подходов.

ПРОБЛЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕй

общеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Ивашкин С.И.

Владимирский государственный университет

имени А. Г. и Н. Г. Столетовых

г. Владимир, Россия

 

Проблема педагогической запущенности старших школьников имеет достаточно большую историю. В истории педагогической и психологической наук она рассматривалась, в том числе, и такими учеными как В.Н.Мясищев, Л.С.Выготский, П.П.Блонский и др.

В настоящее время в связи с существующими социально – экономическими изменениями в современном обществе исследуемая проблема приобретает иную значимость. Как показывают исследования, количество педагогически запущенных подростков возрастает, что подтверждается статистическими данными. Как отмечается, меняется влияние внешней среды, социальной ситуации в стране, а, следовательно, изменяется проблема педагогической запущенности. В связи с этим, решение исследуемой проблемы, требует новых подходов.

Исходя из рассмотренного материала о данном социальном явлении, можно говорить о том, что его сущность требует четкого научного определения. В современной психолого – педагогической литературе существует ряд понятий раскрывающих педагогическую запущенность.

Так И.Л. Гольдфельд определяет педагогическую запущенность как отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения [3].

Российская педагогическая энциклопедия В.В. Давыдова, понятие "педагогическая запущенность" определяет как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания [7].

С.С. Гиль понимает педагогическую запущенность как неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами [2].

Педагогический словарь под редакцией С.М. Кирова это же понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания [6].

Анализируя дефиниции, можно сформулировать вывод, что педагогическая запущенность это отклонение от нормы. Но при этом, этот ряд понятий отличается друг от друга признаками, сущностью, характеристиками и требует определенной унификации.

Необходимо отметить, что в последние годы (2000 – 2013) исследуемая проблема не является достаточно разработанной как в педагогической, так и психологической теории и практике. К числу неразработанных аспектов можно отнести причины и факторы этого явления. Естественно решение проблемы требует новых подходов к её пониманию

Анализ детерминант, характеристик и свойств педагогической запущенности показывает, что её причины могут быть различными. Так И.Л. Гольдфред выделяет такие причины как отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски школьных занятий, влияние улицы, безнадзорность [3].

 В работе А.Е. Личко, в качестве причин приводится: недостаточное управление процессом психического развития подростка со стороны школы и семьи, неправильное поведение родителей, подающих детям отрицательный пример, в отсутствии контроля над их поведением, усиленная опека родителями детей [5].

Б.С. Братусь и П.И. Сидоров, выделили в качестве основной такую причину педагогической запущенности как недо­статок воспитательно - образовательной работы [1].

 Э.С. Заседателева выделяет три основные причины педагогической запущенности: индивидуальные особенности интеллектуального развития; инфантилизм воспитания, гиперопека, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию; особенности семейного воспитания, воспитания в детском саду и начальной школе [4].

Достаточно общий анализ рассмотренного материала показывает, что на данный момент нет однозначной причины педагогической запущенности. На наш взгляд, вышеуказанные авторы относят к числу причин изучаемого явления неправильное семейное воспитание, отсутствие внимания к проблеме воспитания со стороны школ и детских садов, влияние внешней среды и индивидуальные особенности развития ребенка

Таким образом, анализ проблемы педагогической запущенности показывает, что она приобретает в настоящее время всё большую актуальность и требует дальнейшего рассмотрения с учетом реалий современного общества.

 

Список литературы

  1. Братусь Б.С. и Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика ранне­го алкоголизма. – М.,: изд-во Моск. ун-та, 1984. – 144с.
  2. Гиль С.С. Педагогическая профилактика ПАВ-зависимости: технологии содействия самореализации подростков. - М.: Ритм, 2004. - 207 с.
  3. Гольдфельд И.Л. Специальная педагогика и психология: краткий дефектологический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению. - Петрозаводск, 2007. - 106 с.
  4. Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики/ Э.Б. Заседателева – Омск, 1999.
  5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256 с.
  6. Педагогический словарь / под общ. ред. И.А. Кирова, Н.К. Гончарова – М, 1997.
  7. Российская педагогическая энциклопедия. – т.2 / под ред. В.В. Давыдова – М, - 1993

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 апреля 2013 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 250 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте