Лемеш Ксения Игоревна
В данной статье рассказывается о влиянии истории на безопасность человека. Отмечается, что история подвергалась изменениям во все времена. Описываются научные методы изучения истории. Применяются попытки поиска достоверных исторических фактов. В заключение делается вывод, что подрастающему поколению необходимо знать историю.
удк 372
ЧТО СЛУЧАЕТСЯ, КОГДА МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕ ЗНАЕТ СВОЕЙ ИСТОРИИ?
Лемеш Ксения Игоревна
студентка факультета безопасности жизнедеятельности
Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия
В данной статье рассказывается о влиянии истории на безопасность человека. Отмечается, что история подвергалась изменениям во все времена. Описываются научные методы изучения истории. Применяются попытки поиска достоверных исторических фактов. В заключение делается вывод, что подрастающему поколению необходимо знать историю.
История; безопасность; образование; научные методы; подрастающее поколение.
WHAT HAPPENED WHEN THE YOUNGER GENERATION DOESN'T KNOW HIS HISTORY?
Lemesh Ksenia
Ural State Pedagogical University,
Yekaterinburg, Russian Federation
The article deals with influence of history on safety of a person. It is noted that history was exposed to changes in all times. The scientific methods of studying history are described in the article. We have made an attempt to search for original historical facts. We come to the conclusion that the younger generation needs to know history.
History; safety; education; scientific methods; younger generation.
"Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего"
М. В. Ломоносов
Испокон веков люди понимали особую значимость знания истории своего народа и сохранения ее для будущих поколений, потому что именно история помогает человеку осознавать свою принадлежность к той или иной нации и культуре, а также играет немаловажную роль в нашей безопасности.
Своя историческая ценность есть повсюду – будь это архитектура, скульптура или еще какого-либо рода искусство, сохранившееся до наших дней. Несомненно, важно помнить нашу историю, но при этом и осознавать, что она не всегда достоверна, что ее подмена с развитием исторических периодов неизбежна. Поэтому необходимо, как следует, разобраться в этой проблеме. Для этого потребовалось: попытаться найти способы получения достоверной информации о тех или иных этапах развития истории, описать научные методы исследования истории, отметить необходимость изучения истории с точки зрения влияния ее на безопасность человека, а также рассказать о значимости обязательного изучения предмета истории в образовательных учреждениях и наиболее доступного преподнесения ее обучающимся.
История содержит массу примеров, когда отдельные люди, государства или нации допускали непоправимые ошибки. Именно изучение этой науки помогает людям узнать последствия ошибок прошлого, не допустить их повторение или, по крайней мере, обезопасить себя от этих последствий в будущем. К примеру, с точки зрения безопасности народа и государства, из истории часто берут основные тактики ведения боя, которые были созданы великими полководцами, имена которых знает буквально каждый человек. Но, как я уже упоминала выше, фальсифицирование истории неизбежно и, если в историю будут вводиться значительные изменения, то это, несомненно, отразится на нашей безопасности. Можно привести ряд примеров в подтверждение этих слов. Во-первых, это ошибочные тактики ведения сражения, из-за которых могут погибнуть люди. Во-вторых, это работа политических деятелей, которым сложно полагаться на опыт предков и стараться не допускать их ошибок в современности.
Вследствие этого, на историков падает огромная задача: поиск достоверной научной информации и отсеивание вымышленной для обеспечения безопасности нашей и будущих поколений. Поэтому они используют следующие научные методы изучения истории:
1. Изучают как можно больше материала по определенному интересующему периоду, чтобы сложилась более конкретная картина мира;
2. При исследовании какого-либо источника задают определенные вопросы и ищут ответы на них в самом источнике или каком-либо дополнительном источнике, где он упоминается. Например, ряд таких вопросов: Когда исторический источник был написан? Где он был создан? Кем? На каком ранее существовавшем материале основывался автор? Какова была оригинальная форма источника? Насколько источник заслуживает доверия?
С научной точки зрения эти методы обычно делятся на: хронологический, хронологическо-проблемный, синхронический, проблемно-хронологический.
Используя эти нехитрые методы науки истории, можно существенно обезопасить нас и будущие поколения от возможных угроз и опасностей. Также можно создавать независимые исторические центры для наиболее достоверного описания истории и создания, к примеру, единого образовательного учебника для учащихся, чтобы хотя бы хронология событий уложилась в правильном порядке. Ведь незнание истории подрастающим поколением – это плохая примета современности.
Пять лет назад в МГИМО прошла научная конференция «К чему ведет незнание истории?» Организатором конференции был Владимир Мединский, депутат Госдумы и автор исторических бестселлеров, ныне министр культуры. Вначале мероприятия аудитории показали снятый студентами ролик о том, как плохо знают историю москвичи. «Прохожие, участники видеоопроса, отвечали, что первым русским царем был Николай I, восстание декабристов произошло в декабре 1917 года, Столыпин – это умный мужик, Русь крестил Петр Первый, а через Альпы перешел то ли Дмитрий Донской, то ли еще кто-то; один опрошенный вообще усомнился, что такой переход имел место быть. Студенты истерично смеялись и в конце заверили ученое собрание, что на месте прохожих не попали бы впросак» [4]. Как бы не было смешно студентам, но вырисовывается ужасная картина. От скольких ошибок не сможет уберечься человечество, если оно не будет знать своего прошлого? Не будет наблюдаться никакого развития, мы будем стоять на месте, в то время как другие страны будут продвигаться вперед.
Однако не стоит забывать и про другую не менее важную проблему – не просто слабого знания россиянами своей истории, но и, как следствие, множества форм искажений и «интерпретаций», из-за чего происходит воздействие на подсознание людей. Люди, занимающиеся искажением истории, грамотно внося нужные дополнения в историю народа, выводят его на определенное мнение о самих себе. Это непосредственно оказывает огромное влияние на нашу безопасность. Учащимся в школах преподают историю не объективно, а ведь это формирует у них неправильное мировоззрение. Последовательность прошедших событий очень сильно влияет на психику человека, формируя тем самым его настоящее. Следует отметить, что не только подрастающее поколение, но и взрослые забывают свою историю, тем самым видя настоящее в искаженном свете.
Конечно во все времена «тексты «выбраковывали» и «просеивали», писали и фальсифицировали» [1]. Но если мы не найдем эту ниточку, благодаря которой можно будет распутать этот клубок выдумок и фальши, наша воля и сознание, особенно это касается молодого поколения, будут лишены фундамента. «Отнятая история подавляет психику человека, делает его более покладистым, а искусно сфокусированная история, делает из народа рабов. И происходит это посредством использования простой пропаганды и письма, а не с помощью танков и автоматов…» [2]. «Чтобы понять, как это работает достаточно посмотреть на сегодняшнюю работу средств массовой информации, которые вроде бы как невзначай для нашего рассуждения, подбрасывают нам специфическую информацию, без конкретных выводов и заключений, но в такой форме, чтобы мы сами сделали нужные кому-то выводы» [2].
Но так как молодые умы еще не в состоянии анализировать происходящие исторические события, этим должны заниматься люди, изучающие данную науку, а уж потом в процесс обучения истории должны подключаться учителя. Ведь огромную роль в развитии сознания молодого поколения играет именно учитель. Он не просто является носителем знаний, он влияет на сознания и судьбы целых поколений. «От того, насколько хорошо учитель знает свой предмет, понимает его и любит, зачастую зависит, насколько любим, он будет учениками» [4]. Хотя знание истории необходимо не только педагогу истории, но и любому другому учителю, в частности учителю безопасности жизнедеятельности. Зная историю, учитель безопасности жизнедеятельности, может проанализировать те или иные данные и проследить какую-нибудь закономерность. Ведь изучая историю, педагог получает невероятный опыт изменения во времени тех или иных явлений и событий. Например, постепенное повторение стихийных бедствий позволило людям выявить конкретные закономерности, благодаря которым они разработали определенные характеристики, а вслед за этим придумали различные оценки и шкалы. Наша современная жизнь полагается на опыт прошлого, а изучение этого опыта предостерегает нас от повторения ошибок прошлого, которые могут повлечь за собой непоправимые последствия. Опираясь на этот опыт, учитель безопасности жизнедеятельности более продуктивно обучает и воспитывает учащихся, что в дальнейшем позволит им применить полученные знания в повседневной жизни.
Эта очень интересная, но малоизученная проблема. Вследствие этого, нами было проведено анкетирование среди тридцати человек в возрасте 18-20 лет и на основе этой работы сделаны следующие выводы: все участники опроса сходятся в том, что подрастающему поколению необходимо знать историю, что она, несомненно, имеет связь с нашей безопасностью, а именно рассказывает нам о чужих ошибках и возможности их предотвратить. Большинство учащихся оценивают свой уровень знаний по истории, как средний остальные же – как низкий. Проанализировав полученные ответы, мы пришли к следующему выводу – необходимо улучшить качество преподавания этой науки. Ведь от этого зависит наша безопасность, а самое главное – наше будущее.
Также следует добавить, что необходимо защищать нашу историю от всяческих попыток ее фальсифицировать. Иначе история нарисует нам другой сценарий жизни, по которому нам с вами предстоит жить.
В заключение хочется привести слова великого русского историка В. О. Ключевского: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться».
Литература
- Великий обман. Выдуманная история Европы. Уве Топпер / СПб.: Нева, 2004. – 320 с.
- Власть истории. Психология человека. Сайт Максима Власова. – [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://psichel.ru/vazhnost-istorii/ (дата обращения 04.10.2014).
- Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 324 с.
- Как преподавать историю в школе. Образование – [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.kakprosto.ru/kak-33943-kak-prepodavat-istoriyu-v-shkole (дата обращения 05.10.2014).
- К чему ведёт незнание истории? Сайт МГИМО. – [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.mgimo.ru/news/press/document130574.phtml (дата обращения 04.10.2014).
Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с.