Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Опубликовано 05.11.2015

Базаров А.И.

 

Одна из актуальных педагогических проблем забота о здоровье подрастающего поколения, включающая в себя   профилактику заболеваний, психических расстройств и вредных привычек, половое и физическое вос­питание.

One of the most actual educational problems is  health care of  younger generation, including the prevention of diseases, mental disorders and addictions, sexual and physical education.

УДК 37.02.+371.07

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Базаров Александр Иванович

директор

Стадниченко Валентина Владимировна

заместитель директора по учебно-методической работе

ОГАОУ СПО «Старооскольский индустриальный техникум»

Белгородской области, Россия

 

Одна из актуальных педагогических проблем забота о здоровье подрастающего поколения, включающая в себя   профилактику заболеваний, психических расстройств и вредных привычек, половое и физическое вос­питание.

Инди­видуально-дифференцированная система обучения;  уровень травматизма; аддиктивное  поведение; половое воспитание, физическое воспитание

 

DEVELOPMENT OF VALUABLE ATTITUDE TOWARDS HEALTH AS AN ACTUAL PEDAGOGICAL PROBLEM

 

Bazarov Alexander 

director

Stadnichenko Valentina

Deputy director for educational and methodical work of RSAEI SPE

«Stary Oskol Industrial College», Belgorod region, Russia

 

One of the most actual educational problems is  health care of  younger generation, including the prevention of diseases, mental disorders and addictions, sexual and physical education.

Individually-differentiated system of education; level of injury; addictive behavior; sex education, physical education

 

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу и определяет  приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения.

На обучение в образовательные организации приходят до 80 % детей с пониженной сопротивляемостью организма, раз­личными функциональными и морфологическими отклонениями.

Практика показывает, что решить данную проблему одной ме­дицине в настоящее время не под силу; поэтому значительную часть работы обязаны взять на себя образовательные учреждения. Анализ   литературных   данных   показывает, что   в   настоящее время забота о здоровье подрастающего поколения включает в себя   профилактику заболеваний, психических расстройств и вредных привычек, половое и физическое вос­питание.

Анализ динамики утомляемости обучающихся различных клас­сов свидетельствует о необходимости более жесткого соблюдения гигиенических правил, и прежде всего – режима учебы и отды­ха. Отсюда и рекомендации: не загромождать расписание «труд­ными» предметами, заниматься с детьми преимущественно в первую смену при 6-дневной учебной неделе, вводить в режим дня продолжительные динамические, использовать на уроках «функциональную» музы­ку и т.д.

Идеи, направленные на облегчение учебной деятельности, положены и в основу инди­видуально-дифференцированной системы обучения. Следует, однако, отметить, что на практике сущность дифференцированного под­хода чаще всего сводится к снижению темпов опроса «медли­тельных» и ослабленных учащихся и подбору для них индиви­дуальных заданий. Делается это для того, чтобы обеспечить им усвоение программного материала с меньшими потерями здоро­вья.        

Стремление облегчить учащимся процесс овладения знаниями вполне обоснованно связывается с поиском новых технологий обучения:  внедрение элементов проблемного обучения на уроках, работы детей в парах сменного состава, которые, как показывают исследования, благотворно влияют на здоровье и функциональное развитие за­нимающихся. При этих подходах образовательная деятельность обучающихся протекает в свободном режиме и, следовательно, не сопря­жена с переутомлением.

Высокий уровень травматизма среди детей и подростков, а так­же увеличение частоты чрезвычайных ситуаций (промышленных аварий, катастроф, стихийных бедствий) обусловили введение с 1991 года в систему образования курса «Основ безопас­ности жизнедеятельности», а чуть позже – «Экологии». Анализ существующих образовательных программ по этим дисциплинам показывает, что основной акцент в них сделан на предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья в чрезвычайных усло­виях и при неблагоприятной среде обитания.

Невротизация детей и замедление их психического развития в процессе образования выдвигают на первый план проблему психологической защиты учащихся. С целью  облегчения адаптации  детей к системе обу­чения, исключения конфликтных ситуаций, предуп­реждения нервно-психических отклонений  необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся и использовать дифференцированный подход в обучении. В частности, ис­следования М.К.Акимовой и В.Т.Козловой, показывают, что учебные задачи вызывают неодинаковые затруднения у детей, различающихся по основным свойствам нервной системы. По их данным, «слабые» и «инертные» обучающиеся чаще относятся к категории неуспевающих и слабоуспевающих и, следовательно, больше подвержены невротической угрозе, чем учащиеся с сильной нервной системой. Исходя из этого, необходимо  руководствоваться учителю в работе с учащимися-невротиками и инертными учениками определенными  правилами: не требовать быстрого ответа, давать время для проверки и исправления написанного, осторожно оценивать неудачи учеников, в минимальной степени отвлекать  их  от  работы – это для учащихся  со  слабой нервной системой; не требовать немедленного включения в дея­тельность, не спрашивать в начале урока, не отвлекать в момент  выполнения задания – для инертных учеников [1, с. 7].

Для регуляции пси­хического состояния учащихся на уроках можно выделить следующие рекомендации: соблюдать гигиенические нормы учебной деятельности, проводить комплексную оценку утомительности уроков и распределять учебные предметы в соот­ветствии с дневной и недельной динамикой работоспособности уче­ников, искать более пригодные формы проверки знаний учащихся, проводить коррекцию их психических функций, тренировать у них память, развивать когнитив­ные способности, повышать общую культуру и обучать приемам саморазвития, формировать опыт личност­ной саморегуляции активности, оказывать им эмоционально-интеллектуальную поддержку, обучать умениям раскрывать свои внутренние резервы и приобретать уверенность в себе [2,с. 23].

Подростковый возраст – период приобщения многих детей и подростков к табаку, алкоголю, а в последнее время – и к нар­котикам, причем наркотизация подрастающего поколения идет с нарастающим темпом и грозит стать в будущем настоящим национальным бедствием. Объективными предпосылками аддиктивного поведения (пагубных пристрастий) являются как эндогенные факторы (наследственная склонность), так и социально-психоло­гические причины – неблагополучие в семье, гиперопека в под­ростковом возрасте, тяжелые микросоциальные условия, а также акцентуации характера, которые приводят к трансформации психической сферы детей и подростков, в резуль­тате чего у них формируется установка на изменение своего со­знания с помощью воздействия сильных раздражителей или при­нятия наркотических веществ.

Наметившаяся в последнее время тенденция роста континген­та с аддиктивным поведением, по мнению многих авторов, требу­ет усиления работы по профилактике зависимостей у учащихся

Актуальность полового воспитания подрас­тающего поколения совершенно очевидна. Об этом  говорят современные данные о негативных тенденциях в сексуальной сфере подростков: учащение случаев заболеваний, передаю­щихся половым путем; раннее вступление в половые контакты; про­грессирующий рост количества юных рожениц, у которых бе­ременность и роды протекают с большим числом осложнений, а дети рождаются слабыми; учащение случаев сексуальной агрессии со стороны несовер­шеннолетних, и наоборот, рост числа случаев, когда несовер­шеннолетние становятся жертвами полового насилия с тяже­лыми последствиями в виде нервно-психических расстройств.

Причины, вызвавшие негативные тенденции в сексуальной сфере подрастающего поколения, называются самые разные: либерализация сексуальной морали, в результате чего книж­ный рынок наводнился вредными изданиями, пропагандирую­щими «свободную телесную культуру, смена культурного идеала личности, слабая про­филактика  венерических заболеваний, плохое информировани­е детей и подростков об особенностях полового созревания, методах контрацепции, гигиене половых органов и по другим медицинским вопросам сексуальной жизни.

Органи­зацию полового воспитания необходимо начинать сформирования мотивационной сферы  сексуального по­ведения с учетом  базовых потребностей, которые актуализируются у детей на раз­личных этапах их созревания. Только тогда, на наш взгляд, мы сможем по-настоящему помочь развивающейся личности ре­ализовать свою маскулинную или фемининную сущность, выра­ботать собственный индивидуальный стиль полового поведения, сохранить и укрепить свое здоровье.

Освоение дисциплины «Физическая культура» была и остается одним из главных направлений оздоровительной работы в образовательном учреждении. Существующие подходы в физическом воспитании не обеспечивают должного уровня работоспособности и здоровья. В процессе занятий у детей и подростков не форми­руется потребность в физическом самосовершенствовании, что приводит к различным заболеваниям и снижению уровня здоровья. Решение проблемы здоровья детей и подростков в процессе фи­зического воспитания должно основываться на знании общих закономерностей роста и развития организма человека, в част­ности его индивидуально-типологических особенностей. Много­летние обследования школьников 10–15-летнего возраста при­вели их к выводу о том, что развитие организма обусловлено соматотипом и что двигательная активность детей и подростков во многом зависит от конституционных особенностей их тело­сложения. Поэтому двигательный режим следует подбирать с учетом индивидуально-типологических особенностей [3,с. 80].

Таким образом, для формирования потребностей у подростков, которые наиболее благоприятны для их здоровья, физического саморазвития и самосовершенствования необходимо использовать в педагогической деятельности систему образования, в рамках которой на каждом этапе созревания обеспечивается реализация базовых потребностей человека. В этом случае создаются условия для наиболее полного развития его способностей, познания собственной уникальности, безошибочного самоопределения в жизни и непроизвольного формирования в процессе самоактуализации основных компонентов здоровья.

 

 

Литература

  1. Айзман Р.И., Абаскалова Н.П. Медико-социальные и психологические аспекты формирования здоровья // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения. Сб.науч.тр. – 1996. С. 7-9.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Обучаемость и здоровье школьника // Школа здоровья. 1995. Т.2. №2. С.21-31
  3. Белякова Р.Н., Овчаров В.С. Современное состояние физического воспитания учащихся// Физическая культура и спорт в современном образовании: методология и практика. Научно-теоретическая конференция. Кн.первая. СПб., 2003. С. 79-81.

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте