Расщепкина Елена Александровна
Туманова Тамара Александровна
Система формирования культуры безопасности жизнедеятельности в студенческих коллективах в процессе профессиональной подготовки в вузах является частичной воспитательной системой. Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а как часть функционирующих педагогических систем. Организовав оптимальное функционирование целостных педагогических систем в вузе, возможно, обеспечить высокую эффективность данной системы.
УДК 614.8:378
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ
Расщепкина Елена Александровна
к.т.н., доцент кафедры БЖ
Туманова Тамара Александровна
к.т.н., ст.преподаватель кафедры БЖ
Кемеровский технологический институт
пищевой промышленности
г. Кемерово, Россия
Система формирования культуры безопасности жизнедеятельности в студенческих коллективах в процессе профессиональной подготовки в вузах является частичной воспитательной системой. Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а как часть функционирующих педагогических систем. Организовав оптимальное функционирование целостных педагогических систем в вузе, возможно, обеспечить высокую эффективность данной системы.
Культура безопасности; высшее учебное заведение; студент; безопасное поведение; теоретические знания.
building a culture of safety among students
Rashepkina Elena
Tumanova Tamara
Kemerovo technological Institute of food industry
Kemerovo, Russian Federation
System for creating a culture of safety in student groups in the process of training in higher educational institutions is part of the educational system. It can be organized not as a separate, independent process, but only as part of a functioning educational systems. Through the optimal functioning of integrated teaching systems in high school may provide the highest efficiency of the system.
Safety culture; institution of higher education; student; safe behaviour; theoretical knowledge.
Профессиональная деятельность современного специалиста приобретает многофункциональный характер. Производственно-технологическая, организационно управленческая, проектно-конструкторская и друге виды профессиональной деятельности, заложенные в ФГОС высших учебных заведений (бакалавров), требуют нового подхода, направленного на развитие мировоззрения человека, его культуры и компетенций в области обеспечения личной, социальной и экологической безопасности.
Студенты сегодня, а завтра – руководители структурных подразделений предприятий, самих предприятий должны в полной мере овладеть вопросами безопасности жизнедеятельности, так как в их функции будут входить вопросы собственной безопасности, безопасности коллектива, предприятия.
Современный выпускник наряду с техническими компетенциями должен обладать общекультурными, экономическими, управленческими и другими компетенциями.
Особую значимость знания в сфере безопасности приобретают в условиях возрастания масштабов и темпов социально-экономических проблем, техногенного воздействия современного общества на окружающую среду, стихийных бедствий.
Объединение понятий «культура» и «безопасность» впервые выполнено Международным агентством по атомной энергии в 1986 г. В процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии.
Существующие определения понятия «культура безопасности»:
- совокупность правил, норм и действий индивида, группы, и общества в целом по созданию, поддержанию корректировке безопасных условий и результатов деятельности;
- совокупность разделяемых всеми членами организации взглядов убеждений, касающихся риска, аварий и угроз здоровью. Так определил понятие культуры безопасности в 1991 году Союз Британских промышленников;
- качество личности, определяющее ее направленность на развитие потребностей в безопасности, на постоянное совершенствование знаний, умений и навыков реализации человеко- и природозащитной деятельности отражают различные уровни формирования культуры безопасности: индивидуальный, корпоративный, общественно-государственный [2].
Основы культуры безопасности формируются в семье и дошкольном образовании. На этом этапе закладываются основы личного безопасного поведения при взаимодействии с окружающей средой. Процесс воспитания на данном этапе определяется образованием и компетентностью родителей и работников дошкольных образовательных учреждений в вопросах безопасности.
Введение в девяностых годах курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школы и курса «Безопасности жизнедеятельности» в вузы повышает роль образовательного процесса в формировании потребности личности в безопасности.
В период получения школьного образования происходит становление личности и формирование мировоззрения учащихся. Изучение всех дисциплин, в том числе и предмета ОБЖ происходит поэтапно с учетом возраста учащихся – первый этап – до 10 лет, второй этап – 10-15 лет, третий 15-17 лет. Углубляются знания в вопросах личной безопасности, формируются основы социальной и глобальной безопасности.
В высших учебных заведениях приоритетным направлением формирования культуры безопасности является будущая профессиональная деятельность. Именно в системе высшего профессионального образования раскрывается структура культуры безопасности: культура условий труда, культура средств труда, культура межличностных отношений, культура управления, культура работника [3; 4].
На этом уровне образования студент вуза должен овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
- идентификации полно комплекса негативных воздействий техносферы;
- прогнозирования развития негативных воздействий и оценки их последствий;
- проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики, а также обучения работающих в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;
- принятия решения по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики в штатных и чрезвычайных ситуациях [1].
Но деятельность человека не ограничивается профессиональной сферой. Более того, рассматривая будущего выпускника как индивидуума, члена общества, гражданина государства и жителя планеты и, учитывая широкий спектр опасностей современного мира, формирование культуры безопасности у студентов вуза должно способствовать повышению осознания роли человека в сохранении своего здоровья, сохранению приемлемого качества окружающей среды, минимизации негативных последствий своей деятельности, созданию комфортных условий существования.
Литература
1. Белов С.В. Проект концепции непрерывного многоуровнего образования и подготовки научных кадров в области БЖД // Безопасность жизнедеятельности. 2007. №11. С. 35-41.
2. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры БЖД населения / Ю.Л. Воробьев, В.А. Пучков, Р.А. Дурнев; под общ ред. Ю. Л. Воробьева. МЧС России. М.: Деловой экспресс, 2006. 316 с.
3. Гафнер В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности // Безопасность жизнедеятельности. 2013. № 9. C 8-13.
4. Сурова Л.В. Структурные компоненты и функции культуры безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности. 2011. №3. С.53-56.
Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с.