Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Опубликовано 05.11.2015

Кадирова Елена Юрьевна

Хрипков Леонид Васильевич

Формирование  основ физического, психического и социального здоровья, определяющие в последствии его здоровый и безопасный образ жизни, в период профессионального становления молодого человека.

УДК 37.02.+371.07

 

ФОРМИРОВАНИЕ Здорового ОБРАЗА ЖИЗНИ

 

Кадирова Елена Юрьевна

преподаватель

Хрипков Леонид Васильевич

 преподаватель

ОГАОУ СПО «Старооскольский индустриальный техникум Белгородской области, Россия

 

Формирование  основ физического, психического и социального здоровья, определяющие в последствии его здоровый и безопасный образ жизни, в период профессионального становления молодого человека.

Здоровьесберегающая среда, физическое воспитание,  физическая детренированность, беговая тренировка, физические упражнения, мышечная активность

 

CREATING A SAFE LIFESTYLE

 

Kadirova Elena, Khripkov Leonid

teacher

RSAEI SPE «Stary Oskol Industrial College»

 Belgorod region, Russia

 

Forming the basis of physical, mental and social health determines later  its healthy and safe lifestyle in the period of professional formation of young people.

Healthsaving environment, physical education, physical detraining, running workout, exercise, muscle activity

 

Здоровье и безопасный образ жизни  – это важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

  По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5 % были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Причин много, но одна из значимых: отсутствие в общественном сознании приоритета "здоровья" и недостаток двигательной активности на каждом этапе развития человека.

В период обучения подростка в техникуме  формируются основы физического, психического и социального здоровья, определяющие в последствии его здоровый и безопасный образ жизни.  В связи с этим в последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно воспитания культуры здоровья и здорового и безопасного образа жизни.  

Для сохранения здоровья человек должен понять и принять новое отношение к своей жизни. Она должна быть направлена на улучшение профилактики заболеваний, соблюдение техники безопасности, охрану окружающей среды, внедрение здорового образа жизни и средств физической культуры. О соблюдении безопасности во всех областях жизни писалось в священном писании. Например, при строительстве дома Закон Бога требовал, чтобы на крыше – где обычно собиралась вся семья – были перила. «Сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него» (Второзаконие 22:8). Если кто-то падал с крыши из-за того, что не были предусмотрены эти меры безопасности, Бог призывал хозяина дома к ответу. Несомненно, если применять этот благотворный принцип, на котором основан данный закон, то можно свести к минимуму количество несчастных случаев и на работе, и в местах развлечений.Человек, пренебрегавший этими требованиями, проявлял грубое неуважение к благополучию других, и он мог стать виновным в пролитии крови. Как можно применить принципы, лежащие в основе этих законов? Задуматься о состоянии своего дома, рабочего места, автомобиля, о манере вождения, о животных и о выборе развлечений.

  Период профессионального становления молодого человека должен быть и периодом осознания им значимости здоровья для профессиональной деятельности. Базисом физического воспитания молодёжи должно стать формирование сознания необходимости здорового образа жизни, самовоспитания "доминанты здоровья", использования самостоятельной индивидуальной двигательной активности, адекватной состоянию организма человека для повышения его резервных возможностей.

  Социологические исследования утверждают, что у подростков двигательная активность составляет 25% от времени бодрствования. Значительное снижение двигательной активности ведёт к развитию гиподинамии. В медицине широко известно правило, согласно которому органы изнашиваются тем меньше, чем больше они подвергаются полезной нагрузке. Отсюда понятно, чем грозит человеку физическая детренированность. В настоящее время гиподинамию считают одной из самых опасных «болезней цивилизации». Гиподинамия отрицательно влияет буквально на все органы и системы нашего тела.

При ограниченной двигательной активности снижается тонус и уменьшается сила мышц, ограничивается объём движений в суставах, ухудшается координация движений. Недостаточная мышечная активность и связанное  с этим снижение энергозатрат приводит к уменьшению потребности тканей организма в кислороде, падению общей интенсивности обмена веществ. Ухудшение  кислородного снабжения тканей приводит к недостаточному окислению жиров и накоплению их в организме. При этом уменьшается мышечная ткань и накапливается жировая, что способствует развитию ожирению. У подростков, которые мало двигаются, чаще бывают травмы, излечиваются они труднее. От малоподвижного образа жизни страдает пищеварительная система, что предрасполагает к развитию язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Длительная недостаточная двигательная активность может привести к комплексу стойких расстройств. Ослабевает внимание и память, появляется сонливость, вялость, бессонница, падает настроение, ухудшается аппетит.

В период обучения в образовательном учреждении студенты должны приобрести знания о роли физической культуры как основного фактора здорового образа жизни.

Систематическая  двигательная активность оказывает на организм положительное влияние: улучшает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, снижается ЧСС, что способствует экономичной работе сердца, повышается общая работоспособность организма. Занятия физической культурой оказывают существенное положительное влияние на систему кровообращения и иммунитет. При обследовании подростков, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, установлено достоверное увеличение содержания в крови эритроцитов, гемоглобина и лимфоцитов, вследствие чего повышается кислородная емкость крови, ее защитные свойства. А также обнаружено увеличение в сыворотке крови иммуноглобулинов, что способствует снижению заболеваемости.

Специальный эффект беговой тренировки заключается в повышении функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и аэробной производительности организма. Повышение функциональных возможностей проявляется прежде всего в увеличении сократительной и «насосной» функций сердца, росте физической работоспособности. Под влиянием занятий оздоровительным бегом наблюдается нормализация липидного обмена: снижение содержания в крови холестерина, триглицеридов и ЛИП. Таким образом, радикальные изменения липидного обмена под влиянием тренировки на выносливость могут стать поворотным моментом в развитии атеросклероза.

Под влиянием тренировки на выносливость снижается вязкость крови, что облегчает работу сердца и уменьшает опасность тромбообразования и развития инфаркта. Благодаря активизации жирового обмена бег является эффективным средством нормализации массы тела.

Помимо основных оздоровительных эффектов физических упражнений, связанных с воздействием на системы кровообращения и дыхания, необходимо отметить также его положительное влияние на углеводный обмен, функцию печени и желудочно-кишечного тракта, костную систему. Улучшение функции печени объясняется увеличением потребления кислорода печеночной тканью во время бега в 2-3 раза. Кроме того, при глубоком дыхании во время бега происходит массаж печени диафрагмой, что улучшает отток желчи и функцию желчных протоков, нормализуя их тонус. В результате вибрации внутренних органов, возникающей во время бега, повышается моторика кишечника и его дренажная, функция.

Регулярные тренировки положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с гиподинамией. Циклические упражнения (бег, велосипед, плавание) увеличивают приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшей профилактикой артроза и радикулита.

Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий физическими упражнениями у подростка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Успокаивающее влияние физических упражнений усиливается действием гормонов гипофиза (эндорфинов), которые выделяются в кровь при работе на выносливость. Эндорфины вызывают состояние своеобразной эйфории, ощущение беспричинной радости, физического и психического благополучия, подавляют чувство голода и боли, в результате чего резко улучшается настроение.

Очень важно отметить благоприятное состояние воздушной среды при занятиях физическими упражнениями, так как при этом увеличивается легочная вентиляция, теплообразование и т. д. Следует помнить, что поступление в помещение нужного количества чистого воздуха и удаление воздуха, загрязненного продуктами жизнедеятельности важно и необходимо.

Мышечная активность – мощное средство укрепления здоровья. Поэтому, кто хочет сохранить здоровье, работоспособность, тот должен пользоваться этим средством. Сегодня необходимо пропагандировать здоровый и безопасный образ жизни, необходимость  увеличения двигательной активности, формировать у студентов потребностей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

 

Литература

1. Епифанов В.А., Апанасенко Г.Л. Лечебная физкультура и врачебный контроль.  М.: «Медицина, 1990. 368 с.

2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

3. Лях В.И. Физическая культура. Учебн. для 10-11 кл. М.: Просвещение,  2009.


Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте