Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ УКРАИНЫ

Опубликовано 05.11.2015

Заплатинский Василий Миронович

В статье рассматриваются вопросы истории становления преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего образования Украины. Показаны главные этапы на этом пути. Раскрыты некоторые проблемы и намечены дальнейшие шаги.

УДК 614.8 (075.8)

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ УКРАИНЫ

 

Заплатинский Василий Миронович

поч. проф., к.с.-х.н., доцент каф. анатомии,

физиологии и спортивной медицины

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины.

Президент Академии безопасности и основ здоровья,

г. Киев, Украина

 

В статье рассматриваются вопросы истории становления преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего образования Украины. Показаны главные этапы на этом пути. Раскрыты некоторые проблемы и намечены дальнейшие шаги.

Безопасностьжизнедеятельности; дисциплина; образование.

 

A BRIEF HISTORY OF THE FORMATION OF SAFETY OF LIFE ACTIVITIES AT THE HIGHER SCHOOLS OF UKRAINE

 

Zaplatynskyi Vasil Mironovich

Hon. Prof. docen dep. anatomy, physiology and sports medicine

National University of physical education and sport of Ukraine.

The President. Academy of safety and bases of health.

 Kiev, Ukraine

 

The article deals with the history of the formation of teaching of discipline " safety of life activities " in the higher education system of Ukraine. Shows the major steps along the way. Revealed some problems and planned next steps.

Safety of life activities, curriculum, education.

 

 Больше двадцати лет назад началось внедрение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в украинскую систему образования. Сегодня эта дисциплина преподаётся студентам всех высших учебных заведений всех специальностей и форм обучения. Однако, через двадцать лет рано говорить о прочном положении данной дисциплины в структуре высшего образования Украины. Становление безопасности жизнедеятельности проходило трудно, на этом пути были спады и подъёмы, понимание её важности и непринятие. Сегодня этот процесс продолжается. Украинская система образования требует разработки единого научного и методического похода к целям, задачам и содержанию данной дисциплины.

История становления дисциплины БЖД в украинской системе образования начинается в 90-х годах прошлого столетия. Причин необходимости внедрения дисциплины безопасность жизнедеятельности было несколько. Главная причина связана с необходимостью дальнейших действий по выполнению приказа Государственного комитета СССР по народному образованию № 277/66 от 10.06.91 г. «О введении в действие программы курса «Безопасность жизнедеятельности». Этот приказ был принят в переломный момент истории СССР (непосредственно перед его распадом). Перед научно-педагогической общественностью Украины встал вопрос выбора стратегического пути в подготовке населения и специалистов по вопросам безопасности. Понимание необходимости обучения общим вопросам безопасности на современном этапе развития общества привело к выбору, который на многие годы определил развитие системы образования Украины. Решение о внедрении дисциплины безопасность жизнедеятельности в систему образования Украины было принято. Подстегнуло это решение непростое состояние с преподаванием дисциплины «Гражданская оборона». Мирное направление политики Украинского государства привело к постепенному снижению государственной поддержки преподавания дисциплины «Гражданская оборона», кафедры стали сокращаться и упраздняться и в этой ситуации была необходима новая идея, новое направление, которое с одной стороны спасло бы кадровый потенциал этих кафедр, а с другой было бы необходимо в современных условиях.

Решение внедрить в систему высшего образования Украины наряду с дисциплиной «Гражданская оборона» ещё и дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» было принято инициативной группой, состоящей из ведущих учёных в области гражданской обороны и представителей Министерства образования Украины.

Предположительно первым официальным документом о внедрении дисциплины безопасность жизнедеятельности стало письмо Министерства образования Украины от 21.06.1994 № 1/9-144 «О совершенствовании подготовки специалистов в области гражданской обороны и охраны труда в высших учебных заведениях III и IV уровней аккредитации». Это письмо содержало несколько аспектов, касающихся преподавания вопросов безопасности в высшей школе Украины. Во-первых, в письме было отмечено существования негативных тенденций направленных на сокращение учебного времени, отводимого на изучение дисциплины "Гражданская оборона", её изъятие из планов обучения студентов заочной и вечерней формы, ликвидацию кафедр и курсов "Гражданской обороны" и сокращение штата преподавателей. В связи с этим Министерство образования предупредило руководство учебных заведений о недопустимости вышеуказанных действий. Таким образом, был восстановлен статус-кво преподавания гражданской обороны в системе образования Украины.

В этом же письме предлагалось ввести в образовательно-профессиональных программах по профессиональному направлению (программы бакалаврской подготовки) дисциплину "Безопасность жизнедеятельности", установив предварительный объем учебного времени – 54 часа.

В вышеприведенном письме детализировалось содержание дисциплины и её цель. Указывалось, что безопасность жизнедеятельности это наука о сохранении здоровья и безопасности человека в окружающей среде, что обеспечивает обнаружение и идентификацию опасных и вредных факторов, разработку методов и средств защиты человека путем их снижения до допустимых значений, разработку средств по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Вышеуказанное письмо являлось лишь рекомендацией, потому инициативная группа, ядром которой была научно-методическая комиссия (НМК) по гражданской защите Министерства образования Украины, подготовила приказ, который был подписан Министром образования Украины и Начальником штаба – заместителем начальника гражданской обороны Украины. Совместный приказ № 182/200 от 20 июня 1995 года «О преподавании дисциплин «безопасность жизнедеятельности» и «гражданская оборона»» на многие годы определил стратегию развития преподавания вопросов безопасности в высшей школе Украины. Этот приказ был издан отдельной брошюрой, в которой также содержалась программы дисциплин: «Безопасность жизнедеятельности» и «Гражданская оборона» [1].

В связи с тем, что дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» курировалась научно-методической комиссией по гражданской обороне Министерства образования Украины только на инициативной основе дальнейший этап истории становления безопасности жизнедеятельности больше связан с деятельностью специалистов в области охраны труда. Научно-методическая комиссия (НМК) по охране труда берёт дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» под официальную юрисдикцию. В результате НМК по охране труда была переименована в НМК по охране труда и безопасности жизнедеятельности. С таким названием НМК просуществовала недолго и впоследствии опять получила старое название. Эта комиссия подготовила приказ Министерства образования и науки Украины № 420 от 02.12.1998 г. [2]., а также разработала вторую программу по БЖД, которую начали внедрить в учебный процесс украинских ВУЗов с 1999-2000 учебного года.

В этот же период инициативная группа и НМК по гражданской защите на выполнение приказа Министерства образования Украины от 25.03.1997 г. № 83 создаёт специальный совет (Дорадчу раду – на укр. языке – прим. автора) по безопасности жизни и деятельности при Министерстве образования Украины. Это объединение работает и сейчас. Данный коллектив сформировался на основе специалистов различных направлений: гражданской обороны, культуры здоровья, охраны труда, экологии. Уже в 1997 году творческим коллективом Совещательного совета был подготовлен проект Концепции образования по направлению "Безопасность жизни и деятельности человека" [3], что дало существенный толчок в развитии данного образовательного направления.

Таким образом, в системе Украинского образования стали одновременно функционировать два приказа и две всеукраинские типовые учебные программы. Остро стояла необходимость согласования содержания дисциплины БЖД.

Министерством образования и науки Украины в 2001 году была утверждена Концепция образования по направлению "Безопасность жизни и деятельности человека" [4], вышел для широкого обсуждения проект отраслевых стандартов высшего образования по безопасности жизнедеятельности [5]. Эти документы стали основой для разработки новой программы по БЖД. Соответствующее поручение об этом было дано в приказе Министерства образования и науки Украины от 6 февраля 2002 года № 76 "О результатах подготовки Гражданской обороны Министерства образования и науки Украины в 2001 году и основные задачи на 2002 год" [6]. В 2002 году новая программа по БЖД была разработана и утверждена [7].

В этом же году на выполнение решения коллегии Министерства образования и науки Украины от 27.07.2000 года №1-3/19 приказом № 512 от 16.09.2002 года была создана отдельная самостоятельная научно-методическая комиссия по безопасности жизнедеятельности Научно-методического Совета Министерства образования и науки Украины, которую сформировал и возглавил автор данной статьи.

В 2001-2006 годах отмечается всплеск активности в вопросах науки и образования по БЖД. В это время было начато проведение ежегодной всеукраинской, а в дальнейшем международной конференции по БЖД, всеукраинской студенческой олимпиады, открылись курсы повышения квалификации преподавателей по БЖД.

В 2007 году Министерство образования и науки Украины проводит реформирование научно-методических комиссий и вместо 4 комиссий создаёт одну – НМК по гражданской защите, куда комиссия по безопасности жизнедеятельности вошла как секция.

В это время в системе украинского образования по БЖД наметились негативные тенденции, которые вылились в необоснованное слияние дисциплин, уменьшение времени на их преподавания, изъятия отдельных дисциплин по вопросам безопасности и здоровья человека по целому ряду учебных планов подготовки специалистов.

Чтобы остановить негативные тенденции в образования по безопасности было инициировано подписание совместного приказа Министерства образования и науки Украины, Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охраны труда и горного надзора № 969 /922/216 от 21.10.2010 г. [8]. В соответствии с данным приказом была разработана четвертая программа по БЖД [9]. Эта программа по содержанию и сути является ближайшей к программе 1995 года.

Существенные недочёты при разработке совместного приказа № 969 /922/216 от 21.10.2010 г. привели к тому, что через 3,5 года он был отменён постановлением Кабинета Министров Украины от 30.05.2014 г. № 590-р.

Сегодня в области преподавания безопасности жизнедеятельности в ВУЗ Украины стоит ряд безотлагательных задач:

-     создание научной концепции дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

-     создание новой типовой программы БЖД на основе научного подхода и в связи с принятием нового Закона о высшем образовании;

-     возобновление самостоятельной научно-методической комиссии по БЖД,

-     внедрение в систему образования Украины ряда специальностей по безопасности;

-     оптимизация образования по вопросам безопасности и здоровья в школе;

-     решение насущных задач связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов высшей квалификации по вопросам безопасности и основ здоровья;

-     создание нормативной базы преподавания вопросов безопасности и здоровья в системе образования Украины.

 

Литература

  1. Програми підготовки бакалаврів вищих навчальних закладів з дисципліни "Безпека життєдіяльності у повсякденних умовах виробництва, побуту та у надзвичайних ситуаціях" // В Програмі підготовки студентів вищих навчальних закладів з дисципліни "Безпека життєдіяльності" / Укл. В.А. Лук’янчиков, В.В. Мухін, М.М. Яцюк та ін.– К., ІСДО, Ч. І. – 1995. – С. 7–18.
  2. Наказ Міністерства освіти України від 02.12.98 р. № 420 "Про вдосконалення навчання з охорони праці й безпеки життєдіяльності у вищих закладах освіти України".// Збірник директивних документів з питань викладання нормативних дисциплін "Безпека життєдіяльності", "Основи охорони праці", "Охорона праці в галузі", "Цивільна оборона" у вищому навчальному закладі. — К.: Основа, 2003. – с. 88-90.
  3. Кузнецов В., Лук’янчиков В., Малишева Н., Мурачов А., Мухін В., Науменко І., Попов В., Свято В., Фурман А., Янишева Н. Концепція освіти з напряму "Безпека життя і діяльності людини" //Освіта України. — К.: № 50, 12 грудня 1997. – ст. 6-8.
  4. Кузнецов В.О., Мухін В.В., Буров О.Ю., Сидорчук Л.А., Заплатинський В.М., Шкребець С.А. Концепція освіти з напряму "Безпека життя і діяльності людини". Інформаційний вісник Вища освіта. – К.: Видавництво науково-методичного центру вищої освіти МОНУ, № 6, 2001. ст. 6-18.
  5. Гусева Г.М., Заплатинський В.М., Іванова І.В., Куделя Р.Ф. и др.. Вимоги до змісту, об’єму та рівня підготовленості випускників вищих навчальних закладів України з питань безпеки людини поза виробництвом (частина 1. Освітньо-кваліфікаційна характеристика.) // Інформаційний вісник Вища освіта. — К.: Видавництво науково-методичного центру вищої освіти МОНУ, № 6, 2001. ст. 18-31.
  6. Наказ Міністерства освіти і науки України від 6 лютого 2002 року № 76 "Про результати підготовки Цивільної оборони Міністерства освіти і науки України в 2001 році і основні завдання на 2002 рік".// Збірник директивних документів з питань викладання нормативних дисциплін "Безпека життєдіяльності", "Основи охорони праці", "Охорона праці в галузі", "Цивільна оборона" у вищому навчальному закладі. — К.: Основа, 2003. с. 288-294.
  7. Заплатинський В.М., Мухін В.В., Стеблюк М.І., Запорожець О.І., Іванова І.В., Применко В.І., Петухова Т.А., Русаловський А.В., Сидоренко В.В., Сусло С.Т., Флоренсова К.М., Яремко З.М. Навчальна програма з нормативної дисципліни "Безпека життєдіяльності" для студентів ВНЗ освітніх рівнів "неповна вища освіта" та "базова вища освіта" всіх спеціальностей. — К.: МОНУ, 2002, — 14 с.
  8. Спільний наказ Міністра освіти і науки України, т.в.о. Міністра України з питань надзвичайних ситуацій та у справах захисту населення від наслідків Чорнобильської катастрофи та Голови Держаного комітету України з промислової безпеки, охорони праці та гірничого нагляду № 969 /922/216 від 21.10.2010 р. " Про організацію та вдосконалення навчання з питань охорони праці безпеки життєдіяльності та цивільного захисту у вищих навчальних закладах України". // Типові навчальні програми нормативних дисциплін "Безпека життєдіяльності", Основи охорони праці", "Охорона праці в галузі", "Цивільний захист". – К.: МОНСМ України, 2011. – С. 7-22.
  9. Запорожець О.І., Садковий В.П. Михайлюк В.О., Осипенко С.І., Бегун В.В., Войтенко В.В., Гладка Л.А., Дашковська О.В., Деревинський Д.М., Заплатинстький В.М., Русаловський А.В., Прилипко В.А., Селіванов С.Є., Сусло С.Т., Халмурадов Б.Д,, Яремко З.М. Типова навчальна програма нормативної дисципліни "Безпека життєдіяльності" для вищих навчальних закладів.// Типові навчальні програми нормативних дисциплін "Безпека життєдіяльності", Основи охорони праці", "Охорона праці в галузі", "Цивільний захист". – К.: МОНСМ України, 2011. – С. 7-22.

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте