Евдокимова В.А.
Хает Л.Г.
Обоснована необходимость и предложена сквозная образовательная программа по предмету «безопасность жизнедеятельности» Украины. Программа строится на знаниях, полученных студентами при изучении естественно-научных и гуманитарных дисциплин.
УДК 378.14
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СКВОЗНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Евдокимова Виктория Андреевна,
к.т.н., ассистент кафедры управления судном
и безопасности жизнедеятельности на море,
Херсонская государственная морская академия,
г. Херсон, Украина
Хает Леонид Григорьевич,
к.т.н., консультант, Служба помощи,
г. Берлин, Германия
Обоснована необходимость и предложена сквозная образовательная программа по предмету «безопасность жизнедеятельности» Украины. Программа строится на знаниях, полученных студентами при изучении естественно-научных и гуманитарных дисциплин.
Безопасность жизнедеятельности; деятельностный подход; интегративная основа; сквозная программа.
TRAINING OF STUDENTS OF HEALTH AND SAFETY ON THE THROUGH EDUCATIONAL PROGRAM
Evdokimova Victoria Andreevna,
PhD, Assistant of the Department of Ship Handling and
Safety of Life at Sea,
Kherson state maritime academy, Kherson, Ukraine
Khayet Leonid Grigoryevich,
PhD, consultant, Help-service,
Berlin, Germany
Need is proved and the through educational program for the subject "health and safety" for continuous training of students with first on the fifth courses is offered. The program is constructed on the knowledge gained by students when studying natural-science and humanitarian disciplines. Material is stated in relation to conditions of educational system of Ukraine.
Health and safety; activity approach; integrative basis; through program.
Безопасность является имманентным объективным фактором развития природы и общества. Любое развитие возможно только в условиях определенной меры безопасности и, в то же время, сопряжено со встречей с опасностью. Так, при возникновении угрозы ребёнок бежит к матери, а ощутив поддержку своей безопасности от тёплой материнской руки, снова устремляется к опасности, познанию и развитию. Такова диалектика опасности и безопасности человека.
Если вынести за скобки духовность, то смыслом и целью развития человечества было достижение все более высокого качества жизни и безопасности человека. Человек и общество всегда стремились обеспечить свою безопасность, избежать голода и болезней, добиться комфортных условий существования, обеспечить защиту от агрессии. Достигнутый уровень качества жизни и безопасности обеспечивал возможность дальнейшего развития и сопряжённой с ним опасности.
Согласно основным классификациям потребностей человека («пирамида Маслоу», классификации Мак-Даугола, Обуховского и др.), потребность в безопасности является одной из базовых. Вес безопасности, ее вклад в качество жизни в XXI веке существенно возросли. Обеспечение комплексной безопасности индивида [4], организации [6], государства и мирового сообщества [1; 2] становится важнейшим приоритетом ближайших десятилетий, превращается в основу стратегии существования человечества. Рост значения безопасности обусловлен вырождением западной системы ценностей, общесистемным кризисом цивилизации, обострением проблемы ее выживания, необходимостью радикального изменения пути её развития. Новыми вызовами являются нравственная деградация и терроризм, киберпреступность и кибервойны, утрата информационного иммунитета индивида и суверенитета государства. Комплексный подход к безопасности основан на расчете рисков [10].
Изложенное определяет особую важность в наши дни «Безопасности жизнедеятельности» (БЖД) как науки, области практической деятельности и учебной дисциплины, необходимость её введения в учебных заведениях всех уровней – от начальных сведений в детских садах до систематических курсов в университетах. Одним из важнейших, системообразующих компонентов образования должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – в школе, дисциплина БЖД – в профессиональном образовании [7]. Эта общеобразовательная область наследует знания также из учебных дисциплин «Гражданская оборона» [3], «Охрана труда» [4] и «Охрана окружающей среды» [1; 2].
Развитие общества и педагогической науки привело к значительным изменениям концепции отбора содержания и проектирования структуры высшего образования в XXI веке. Пока содержание высшего образования отвечает содержанию научного знания, а учебные предметы – разделению наук [5]. Соответственно, классификация учебных дисциплин соответствует перечню подлежащих изучению объектов природы, общества и производства. Это приводит к многопредметности учебных планов, затрудняет преемственность подготовки специалистов.
Переход от предметоцентризма к научно-образовательным областям знаний становится в наше время одним из стратегических ориентиров реформирования образования. Обеспечить интеграцию знаний, улучшить подготовку специалистов, повысить её системность может также использование принципа субстрактности (носителя движения), в основе которого лежит последовательное изучение объектов исследования. При создании интегрованных учебных предметов интегрирующими факторами являются определённые законы, процессы и объекты [8].
Целесообразность функционально-предметной структуры высшего образования вытекает также из деятельностного и компетентностного подходов, всё шире используемых в современной педагогике. Деятельностный подход является альтернативой традиционному дисциплинарно-предметному подходу в образовании, так как предусматривает в качестве учебного предмета не совокупность отдельных научных дисциплин, а собственно профессиональную деятельность.
Содержание курса БЖД в вузах, как показывает опыт преподавания и анализ программ, является неполным и недостаточно определённым. В соответствии с функционально-предметным подходом к высшему образованию, необходимо не только разработать содержание курса, отвечающее современным требованиям, а и выстроить сквозную образовательную программу БЖД. Такая программа должна обладать достаточно высокой степенью общности и гибкости, отвечать потребностям подготовки не по одной узкой специальности, а по целому их набору, «пучку», давая специалисту возможность достаточно быстрой переквалификации в будущем.
В профессиональной подготовке студентов выделяют четыре этапа (или периода). Первый – мировоззренческий (предусматривает формирование у студентов общенаучных представлений, основных ценностных ориентаций, умений сенсомоторной деятельности и т.п.). Второй – профессионально-ориентированный (предусматривает формирование профессионального мировоззрения, профессиональных ценностей, индивидуальных профессиональных качеств, умений аналитико-синтетической деятельности и т.п.). Третий – профессионально-исполнительский (формирование основных производственных функций, профессиональных компетенций, умений интеллектуально-моторной, алгоритмической деятельности и т.п.). Четвертый – профессионально-творческий (формирование управленческих функций, ключевых компетенций, умений интеллектуально-поисковой, творческой деятельности и т.д.).
Сквозную образовательную программу БЖД реализуют с 1 по 5 курсы таким образом: 1 курс – изучение общих фундаментальных дисциплин; 2 курс – изучение специальных фундаментальных дисциплин; 3 курс – изучение «Безопасности жизнедеятельности»; 4 курс – изучение методики преподавания ОБЖ; 5 курс – практическое овладение чтением предмета ОБЖ на практике в школе.
Итак, совершенствование преподавания БЖД обусловлено необходимостью: повышения роли БЖД путём создания на её основе сквозной программы; создания сквозной образовательной программы, разработки её структуры; фундаментализации содержания и структуры образовательной программы; расширения рамок дисциплины БЖД; упорядочения содержания и структуры дисциплины.
В соответствии с изложенным, построена схема сквозной образовательной программы в виде иерархического древа межпредметного обеспечения чтения дисциплины ОБЖ в школе. Межпредметные связи, на основе которых была построена образовательная программа, сложны, многообразны и нелинейны [9]. Указанная схема может служить основой практического построения учебных планов. Рассмотренная схема сквозной образовательной программы является достаточно общей и применима также для родственных и комбинированных специальностей.
Литература
- Белов С.В. Техносфера: аспекты безопасности и экологичности. – М.: Вестник МГТУ, 1998, сер. ЕН, № 1.
- Бурдіян Б.Г. Навколишнє середовище і його охорона. – Київ: Вища школа,1999. – 227 с.
- Губський А.І. Цивільна оборона. – Київ: Міносвіти, 1995. – 216 с.
- Законодавство України про охорону праці. Збірник нормативних документів. – Київ: Поліграфкнига, 1995.
- Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. - М. : Мысль, 1985. – 543 с.
- Корпоративная культура: аспекты управления / Г.Л. Хает, А.Л. Еськов, Л.Г. Хает и др. – Донецк : Донбасс, 2003. – 400 с.
- Пістун І.П. Безпека життєдіяльності. - Суми: Університетська книга, 1999. – 301 с.
- Сидоренко В.К. Інтеграція трудового навчання і креслення (дидактичний аспект). – Київ: УДПУ, 1995. – 142 с.
- Стешенко В.В. Теоретико-методичні засади фахової підготовки майбутнього вчителя трудового навчання в умовах ступеневої освіти. - Слов’янськ: СДПУ, 2004. – 188 с.
- KjellenU., Hovden J. Reducing risks by deviation control – a retrospection into a research strategy. – Safety Science. – 1993, 16, Р. 417-438.
Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с.