Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ БЖ В ВУЗАХ

Опубликовано 07.11.2015

Мосин В.П.

В системе высшего профессионального образования всегда уделяется большое внимание оптимизации учебного процесса, в том числе, и за счёт внедрения наиболее эффективных и прогрессивных технологий обучения. 

УДК 378.147

 

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ВУЗАХ

 

Мосин В.П.

Ташкентский государственный педагогический университет

имени Низами,

г. Ташкент, Узбекистан

 

В системе высшего профессионального образования всегда уделяется большое внимание оптимизации учебного процесса, в том числе, и за счёт внедрения наиболее эффективных и прогрессивных технологий обучения.

Дистанционные образовательные технологии; учебный процесс; дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»; система дистанционного обучения MOODLEЭ; оптимальные методы контроля знаний.

 

PARTICULAR USE OF DISTANCE LEARNING

TECHNOLOGIES IN THE STUDY

OF DISCIPLINE «LIFE SAFETY» IN UNIVERSITIES

 

Mosin V.P.

Tashkent State Pedagogical University named after Nizami,

Tashkent, Uzbekistan

 

In system of higher education much attention of optimization of educational process, including, and due to introduction of the most effective and progressive technologies of training is always paid.

Remote educational technologies; educational process; discipline "Health and safety"; system of distance learning of MOODLEE; optimum control methods of knowledge.

 

В системе высшего профессионального образования всегда уделяется большое внимание оптимизации учебного процесса, в том числе, и за счёт внедрения наиболее эффективных и прогрессивных технологий обучения. Сейчас особую востребованность приобретают дистанционные образовательные технологии, которые являются частью электронного обучения. Еlectronic learning (e-Learning), как это принято обозначать в мировой практике, - это обучение, в котором активно используются информационные технологии, информационно-коммуникационные сети, посредством которых осуществляется взаимодействие участников образовательного процесса.

У данного вида обучения есть явные положительные характеристики:

- для студентов – это доступность образовательных материалов и новых форм контента;

- для преподавателей – широкие и гибкие возможности коммуникации с обучаемыми;

- для университета, в целом, – повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Однако эффективное внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс достигается лишь при учёте специфики изучаемых дисциплин, что, несомненно, относится к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Одной из основных особенностей образовательного пространства дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является то, что оно формируется в результате интеграции различных наук (технических, естественных, гуманитарных, социальных), и всё это в сочетании с мощным прикладным значением большинства разделов данной области научных знаний. Эта специфика должна быть обязательно учтена при организации учебного процесса в ВУЗе [1].

В настоящее время уже несколько лет реализуется программа, направленная на модернизацию учебных курсов с привлечением возможностей дистанционных образовательных технологий. Программа предлагает разнообразные компоненты e-Learning, среди которых наиболее актуальными являются:

- система дистанционного обучения MOODLE;

- технология разработки тестов Hot Potatoes;

- электронно-библиотечная система;

- унифицированные электронные учебно-методические комплексы;

- сервисы анализа книгообеспечения;

- технология разработки виртуальных практикумов;

- видеоконференции, вебинары, лекции on-line;

- система повышения квалификации преподавателей.

При работе с дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности» преподаватели ориентируются в основном на возможности системы дистанционного обучения MOODLE. Данная система спроектирована таким образом, что может быть использована как для дистанционного, так и для очного обучения.

При разработке курса дисциплин в данной системе предоставляется богатый набор модулей («Чат», «Опрос», «Форум», «Глоссарий», «Тест», «Анкета», «Scorm», «Survey», «Wiki», «Семинар», «Ресурс» в виде текстовой или веб-страницы, а также в виде каталога), многие, из которых весьма удобны и для преподавателя, и для студента. Очень важно, что преподаватель, выстраивая дисциплину в дистанционном формате, может получать полный отчёт о режиме вхождения пользователей в систему и их работе по освоению учебного материала.

Также в образовательном процессе стали более активно использоваться такие варианты, как видеоконференции и веб-семинары. Их проведение способствует формированию у студентов способностей к самостоятельному познанию, а также навыков подготовки выступлений, ведения дискуссий. Такая практика весьма успешна и не вызывает больших организационных проблем.

Однако при формировании курсов дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с применением дистанционных образовательных технологий возникли и определённые трудности, к числу которых можно отнести следующие:

- отсутствие прямого очного общения между студентами и преподавателем;

- необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, а также в сравнительно высоком уровне технической готовности всех участников образовательного процесса;

- проблема аутентификации пользователя при проверке знаний;

- недостаток и низкий уровень разнообразия практических занятий, а также технические сложности их организации;

- высокая стоимость начального этапа построения системы электронного обучения.

Необходимо учитывать и значительные затраты времени на начальном этапе проведения работы.

При внедрении дистанционных образовательных технологий в учебный процесс часто возникает необходимость единовременной переработки, в ряде случае и разработки новых учебно-методических комплексов по дисциплине. Это предполагает создание электронных учебников, тренинговых учебных программ, компьютерно-лабораторных практикумов, контрольно-тестирующих комплексов [2].

Определённые проблемы возникают при адаптации больших объёмов материалов для передачи по Интернет.

Немаловажный аспект – это выбор оптимальных методов контроля знаний, так как в дистанционном режиме обучения, как правило, отсутствует возможность непосредственного визуального контакта со студентом. Отчасти эта проблема решается установкой видеокамер и сохранением традиционного варианта итогового контроля в рамках очной экзаменационной сессии.

В любом случае, устранение перечисленных проблем возможно и осуществляется при реализации последовательных мероприятий по совершенствованию технической базы университета, а также повышением уровня общей подготовки в области информационных технологий всех участников образовательного процесса.

Также важно отметить, что при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» наиболее рационально совмещать дистанционные образовательные технологии с традиционными приёмами преподавания. Это позволяет в более мягкой форме пройти этап адаптации студентов и преподавателей к новым формам ведения учебного процесса, и без видимых потерь сформировать полноценный блок практических занятий, дополнив традиционные формы виртуальными лабораторными работами, Интернет-семинарами и тестовыми формами контроля. Всё это даст возможность учесть специфику дисциплины и повысить степень познавательной активности студентов.

 

Литература

 

1. Абрамова С.В. Общие закономерности развития образовательного пространства «Безопасность жизнедеятельности» / С.В. Абрамова, Е.Н. Бояров // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. – Т.14. – № 3(2). – С. 569-573.

2. Билялова З.М. Проблемы подготовки выпускников по безопасности жизнедеятельности / З.М. Билялова, О.И. Юскевич, В.А. Васильев // Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. в рамках форума «Безопасность и связь». Казань: ГБУ «Научный цент безопасности жизнедеятельности». – 2014. – Ч.1 – С.69-73.

 


 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте