Антропова К.А., Колесникова А.А.
Компьютерная зависимость рассматривается как одна из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. Анализируются причины, признаки и психологические проявления компьютерной зависимости школьников.
УДК 14.35.07
ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Антропова Ксения Александровна
студент
Колесникова Анастасия Андреевна
студент
Южный федеральный университет
г. Таганрог, Россия
Компьютерная зависимость рассматривается как одна из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. Анализируются причины, признаки и психологические проявления компьютерной зависимости школьников.
Компьютерная зависимость, аддикция, кибераддикция.
THE PROBLEM OF COMPUTER ADDICTION PUPILS
Antropova Ksenia, Anastasia Kolesnikova
Undergraduate
Southern Federal University,
Taganrog, Russia
Computer addiction is considered as one kind of additive behavior and is characterized by the desire to get away from everyday life by the method of transformation of their own emotional and mental mood. The causes, symptoms and psychological symptoms of computer addiction pupils.
Computer addiction, addiction, cyberaddiction.
Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного школьника. Вместе с положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием является явление компьютерной зависимости. Компьютерная зависимость ограничивает возможности школьника к саморазвитию и самореализации.
Объект: школьники 30 девушек (12-14 лет) и 30 юношей (13-15 лет).
Гипотеза: школьникам с компьютерной зависимостью присущи низкий уровень социальной адаптивности и высокий уровень тревожности.
В исследовании использовались следующие диагностические методики: тест на выявление игровой компьютерной зависимости, опрос родителей школьников с компьютерной зависимостью; шкала социально-психологической адаптивности К.Роджерса и Р.Даймонда; методика определения уровня личностной тревожности Ч.Спилбергера.
Проведенное исследование показало, что компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения.
Теоретический анализ позволил выделить следующие причины компьютерной зависимости школьников [1, с.27]: жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх; детская безнадзорность; постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими; эмоционально-психологическое напряжение в семье; недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми; заниженная или завышенная самооценка ребенка и др.
Виды компьютерной зависимости представлены в исследованиях К. Янг: обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); компульсивная навигация по сети, поиск в удаленных базах данных; патологическая привязанность к опосредованным Интернетом азартным играм, он-лайновым аукционам или электронным покупкам; зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными.
Разновидностями компьютерной зависимости являются зависимость от Интернета (сетеголизм) и зависимость от компьютерных игр (кибераддикция). Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых он-лайн. Игровая компьютерная зависимость (кибераддикция) – форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми.
Кибераддикция подразделяется на две группы в зависимости от типа игры: ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности) и неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков). Ролевые игры имеют следующие разновидности: игры от первого лица, игры от третьего лица, руководительские игры. Неролевые игры подразделяются на аркадные игры, головоломки, игры на быстроту реакции и традиционно азартные варианты игр.
Выделяют следующие стадии формирования компьютерной зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости, стадия привязанности.
1. Анализ результатов по тесту на игровую компьютерную зависимость показал, что юноши более подвержены компьютерной зависимости, чем девушки (табл. 1).
Таблица 1.
Уровни компьютерной зависимости школьников
Уровни компьютерной зависимости |
Количество опрошенных респондентов в % |
|
Девушки |
Юноши |
|
низкий |
63 |
50 |
средний |
20 |
23 |
высокий |
17 |
27 |
По результатам данного теста мы всех испытуемых разделили на две группы. В первую группу («зависимые») вошли испытуемые, имеющие высокие баллы по игровой компьютерной зависимости (27% юношей и 17% девушек). Опрос родителей данных школьников показал, что у них имеются психические и физические признаки компьютерной зависимости. Многими родителями отмечается «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером у ребенка, невыполнение обещаний данных ребенком относительно уменьшения времени, проведенного за компьютером. Ребята намеренно преуменьшают время, проведенное за компьютером, теряют интерес к социальной жизни и внешнему виду, испытывают смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером, раздраженное поведение, которое появляется, в случае если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается.
Также родителями отмечаются физические признаки компьютерной зависимости своих детей: нарушения со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром «сухого глаза»), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки) и другие. У испытуемых ярко представлено пристрастие к компьютерным играм, общению в чатах. Особенно привлекают испытуемых ролевые игры (игры от первого лица, игры от третьего лица, руководительские игры).
Во вторую группу («независимые») вошли испытуемые, имеющие средние и низкие баллы по игровой компьютерной зависимости (73% юношей и 83% девушек).
Таблица 2
Уровни социально-психологической адаптированности школьников
Уровни социально-психологической адаптированности |
Количество опрошенных респондентов в % |
|
Независимые |
Зависимые |
|
низкий |
65 |
85 |
средний |
24 |
9 |
высокий |
11 |
6 |
Анализ результатов по шкале социально-психологической адаптированности К.Роджерса и Р. Даймонда показал, что независимые школьники более социально-психологически адаптированы, чем зависимые (табл. 2).
Анализ результатов по методике определения уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера показал, что у зависимых школьников уровень личностной тревожности выше, чем у независимых (табл. 3).
Таблица 3
Уровни личностной тревожности школьников
Уровни личностной тревожности |
Количество опрошенных респондентов в % |
|
Независимые |
Зависимые |
|
Низкий |
50 |
30 |
Средний (умеренная тревожность) |
33 |
46 |
Высокий (высокая тревожность, дестабилизирующая личность) |
17 |
24 |
Таким образом, школьники с компьютерной зависимостью склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности.
Итак, проведенное нами исследование показало, что выдвинутая гипотеза о том, что школьникам с компьютерной зависимостью присущи низкий уровень социальной адаптивности и высокий уровень тревожности, подтвердилась.
Литература
- Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 324 с.
- Краснова С.В., Казарян Н.Р. и др. Как справиться с компьютерной зависимостью. – М., 2008. – 224 с.
Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с.