Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Опубликовано 05.11.2015

Кучеренкова Мария Александровна

 

В данной статье рассмотрена проблема недостаточного участия педагогических работников в предотвращении суицидов среди подростков. В результате проведенного исследования было выявлено, что учителя не в полной мере уделяют внимание,  проблеме подросткового суицида, возлагая всю работу на социального педагога. Исходя из этого, количество подростков, пытавшихся покончить жизнь самоубийством, с каждым годом только увеличивается.

УДК 37+371.7

 

ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Кучеренкова Мария Александровна

                                     студентка 4 курса кафедры БЖ

      Смоленская Государственная Академия Физической Культуры Спорта и Туризма,

г. Смоленск, Россия

 

В данной статье рассмотрена проблема недостаточного участия педагогических работников в предотвращении суицидов среди подростков. В результате проведенного исследования было выявлено, что учителя не в полной мере уделяют внимание,  проблеме подросткового суицида, возлагая всю работу на социального педагога. Исходя из этого, количество подростков, пытавшихся покончить жизнь самоубийством, с каждым годом только увеличивается.

Суицид; подростковый суицид; проблема подросткового суицида; суицид в образовательных организациях; отношение педагогов к подростковому суициду.

 

THE PROBLEM OF TEENAGE SUICIDE IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS.

 

Kucherenkova Maria

Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Smolensk, Russian Federation

 

The article deals with the problem of insufficient participation of teachers in the prevention of suicides among teenagers. The research revealed that the teaching staff does not fully pay attention to the problem of suicide among teenagers, placing all the work on the social educator. According to the results of the research the number of teenagers who tried to commit suicide increases every year.

Suicide; teen suicide; problem of adolescent suicide; suicide in educational institutions; the ratio of teachers to adolescent suicide.

 

Проблема подросткового суицида – это глобальная проблема, которая очень актуальна с того времени, как появился на земле человек. Но большее распространение она начала получать в последние столетия, а особенно в наше время [3].

Самоубийство – это поступок человека слабого, разбитого как морально, так и физически. С каждым годом их происходит все больше. Подростки всего мира ежедневно пытаются покончить с собой, но не всегда у них получается довести это до конца. При этом любой второй, стремившийся покончить с собой, в течение года в очередной раз повторяет свою попытку, обычно в тяжелом виде. А каждый третий, покончивший с собой, осуществлял суицидную попытку в прошлом.

 Суициденты в случае смертельного исхода причиняют по-настоящему тяжелую травму своим родным и близким. Незаконченные суициды часто ведут к инвалидности.

Интересен факт, что порядка 90% подростковых суицидов и их попыток взаимосвязаны с проблемами, появляющимися в школе и семье. Это, собственно, говорит о том, что проблема подростковых суицидов является не только лишь психологической, но также и социальной [1].

Существует множество предположений и методов, как бороться с этой проблемой, но, все же, с каждым годом число суицидов увеличивается. В чем же причина? И почему до сих пор, имея столько способов его предотвращения, мы наблюдаем не снижение, а увеличение числа подростков, пытавшихся свести счеты с жизнью? Возможно, проблема лежит в недостаточном участии педагогических работников и их действиях по предотвращению самоубийств среди подростков, обучающихся в образовательных организациях. Важно разобраться, как педагогические работники осуществляют профилактику предупреждения суицидов в образовательных организациях, и почему количество подростков, решивших покончить с собой, увеличивается.

Главными компонентами предотвращения подросткового суицида является своевременное выявление подростков с отклоняющимся поведением, чуткое и внимательное участие, оказанное подростку в трудной жизненной ситуации,  а также надлежащая профилактика суицидальных проявлений подростков педагогическими работниками.

Хорошим помощником в этой работе станет Памятка классному руководителю (учителю) по предупреждению подросткового суицида, разработанная психологом, социальным педагогом, врачом образовательной организации и педагогами школы.

Педагоги должны быть обучены техникам ведения доверительной беседы, установления психологического контакта, обращать внимание на индивидуальные особенности каждого обучающегося у них подростка и уметь оказать помощь в трудных жизненных ситуациях, не прибегая к органам социальной опеки.

В воспитательной работе должны присутствовать классные часы, формирующие у учащихся такие понятия, как «значимость человеческой жизни», «цели и смысл жизни». Педагог, часто общаясь с ребенком, может увидеть признаки проблемного состояния на раннем этапе: замкнутость, апатию, напряжение, агрессивность и т.п. В случае необходимости обратить внимание школьного врача, администрации школы, родителей на этого подростка [4].

Психологами и социальными педагогами должен осуществляться сбор необходимой информации об учащихся с депрессивными проявлениями и высоким уровнем  тревожности для создания банка данных о них. Обучающимся, склонным к суициду, и их семьям необходима постоянная консультативная психологическая помощь в целях предотвращения у школьников нервно-психических расстройств. Эта задача реальна для педагогического коллектива образовательной организации. Самим же педагогам рекомендуется проведение совещаний по вопросу профилактики самоубийств среди детей и подростков с привлечением специалистов учреждений здравоохранения [5].

В свою очередь, важной составляющей в образовательных организациях являются отношения педагогических работников с учащимися, которые должны строиться на основе уважения, убеждения, доброжелательного и спокойного тона общения без применения оскорблений, унижений и физического насилия в сторону подростков, что, в большей мере, может привести ребенка к суицидальным мыслям и попытке совершения самоубийства [2].

Автором статьи был проведен мониторинг среди преподавателей в одной из школ Смоленской области. На вопросы: « Действия педагогических работников данной образовательной организации по предупреждению суицидов среди учащихся. Какие условия вы создаете для обучающихся, чтобы они не думали о попытке самоубийства? », - подавляющее большинство опрашиваемых не дали конкретных ответов, сославшись на то, что этим занимается социальный педагог.

Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что педагогические работники  не уделяют достаточного внимания на профилактику суицида среди подростков  в образовательных организациях, где они осуществляют образовательную деятельность. Поэтому, переложив всю работу на социального педагога, нельзя добиться значительных результатов в борьбе с суицидальными наклонностями подростков. Социальный педагог не может в полной мере охватить своим вниманием всех обучающихся. В это дело должны быть вовлечены все педагогические работники в содружестве с родителями, друзьями, общественными организациями. Только тогда это может привести к положительному результату.

 

Литература

  1. Иванова, А.Е. Смертность российских подростков от самоубийств /А.Е. Иванова [и др.] – М.: ЮНИСЕФ, 2011. – С. 133.
  2. Ильичева, И.М. Методические рекомендации по профилактике суицида среди детей и подростков / И.М. Ильичева, В.А. Шняк – Коломна: МГО СГИ, 2010. – 89 с.
  3. Прудников, П. Вечная проблема человечества / П. Прудников // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2002. – №12. – С. 48-50
  4. Жукова, А.В. Программа профилактики суицидального поведения «Перекресток» [Электронный ресурс] / А.В. Жукова, С.Ю. Новикова – URL: http://jukina.wordpress.com/sui. (дата обращения: 25.10.2014)
  5. Лавская, Т.В. Программа профилактики суицидального поведения «Источник» [Электронный ресурс] / Т.В. Лавская – URL: http://krsh.ru/vospit/isto4nik.php. (дата обращения: 5.11.2014). тствии с ФГОС. М.: Учитель, 2013.

 


Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте