Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Опубликовано 05.11.2015

Капустина Татьяна Ивановна

Вашанова Тамара Петровна

Проблема профилактики виктимности подрастающего поколения является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. Для снижения уровня массовости виктимности необходимо внедрение мер профилактического воздействия.

УДК 37.02.+371.07

 

ПРОФИЛАКТИКА ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

Капустина Татьяна Ивановна

преподаватель математики

Вашанова Тамара Петровна

преподаватель

ОГАОУ СПО «Старооскольский индустриальный техникум»

Белгородской области, Россия

 

   Проблема профилактики виктимности подрастающего поколения является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. Для снижения уровня массовости виктимности необходимо внедрение мер профилактического воздействия.

Виктимность; виктимология; виктивное поведение подростков; профилактика виктимного поведения.

 

PREVENTION OF VIKTIMNY BEHAVIOUR

OF TEENAGERS

 

Kapustina Tatyana 

teacher of mathematics teacher

 

Vashanova Tamara

teacher of physics teacher of RSAEI SPE «Stary Oskol Industrial College»

Belgorod region, Russia

 

The problem of the prevention of a viktimyhood of young generation is one of the actual ones at present stage of the development of the system of social education. To decrease the level of mass character of the viktimhoodwe need introduction of measures of preventive influence.

Viktimhood; viktimology; viktivny behavior of teenagers; prevention of viktimny behavior.

 

Проблема профилактики виктимности подрастающего поколения является одной из актуальных на современном этапе развития системы социального воспитания. Особенно актуальной является проблема виктимности подростков.

Психофизические особенности подросткового возраста – любопытство, жажда приключений, доверчивость, внушаемость, неумение приспособиться к условиям, в которых возникает необходимость находиться, беспомощность в конфликтных жизненных ситуациях, а в ряде случаев и просто физическая слабость, обуславливают повышенную виктимность этой возрастной группы.

Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой неблагоприятных обстоятельств. Детям подросткового возраста свойственны определенные виды виктимности, предопределенные наличием у них вековых и индивидуальных виктимогенных качеств и свойств, которые детерминируют становление и закрепление разных видов их виктимного поведения. В механизме подростковой виктимизации принимают участие четыре компонента виктимогенного характера [4, с.49]:

1) ситуативные: случайные повреждения или участие в коллективной драке;

2) индивидуально-психологические: агрессивность, конфликтность, дерзость, наглость или же тревожность, боязливость, неуверенность в себе, сниженный уровень самооценки;

3) специфическое психоэмоциональное состояние: эмоциональная возбужденность или же угнетенность, утомленность;

4) виктимное (виктимогенное) поведение: провоцирование конфликтов, драк или наоборот, демонстрация нерешительности, неуверенности и т.д.

При этом может иметь место сложное сочетание всех отмеченных компонентов, что определяет наибольшую интенсивность процесса виктимизации поведения подростков.

П.И. Юнацкевич выделил (по разным критериям) следующие виды виктимности [5, с.54]:

а) по проявлениям в различных жизненных ситуациях – криминальную, политическую, экономическую, транспортную, бытовую, военную и др.;

б) по доминирующим психологическим механизмам – мотивационную, познавательную, эмоционально-волевую, смешанную;

в) по числу участвующих лиц – индивидуальную, групповую, общественную (массовую);

г) в зависимости от отношения к профессиональной деятельности по обеспечению безопасности – непрофессиональную (общегражданскую) и профессиональную;

д) по психологическому уровню виктимности – слабовыраженную, средневыраженную и сильновыраженную;

е) по времени протекания – ситуативную и относительно стабильную.

Исходя из опубликованных научных работ В.И. Загвязинского, Т. Волковой, Е.В. Азаркина, М.В. Шакуровой, посвященным проблемам виктимологии, нельзя не признать, что деятельности по обучению подростков элементарным правилам безопасного поведения в нашем обществе на сегодня уделяется недостаточно внимания [1, с.98].

Для снижения уровня массовости виктимности необходимо внедрение мер профилактического воздействия. Виктимологическая профилактика может осуществляться как в отношении общества в целом или отдельных социальных групп, так и конкретных лиц, т.е. профилактические усилия здесь различны по своим масштабам. Организационное и информационное обеспечение виктимологического предупреждения (профилактики) включает виктимологические аспекты правового воспитания граждан, профессиональный отбор и подготовку специалистов по виктимологической профилактике; организацию консультационной службы для потенциальных жертв, формирование профилактического виктимологического учета потенциальных и реальных жертв, выявление потенциальных жертв преступлений, обучение навыкам ассертивного поведения [1, с.147].

Следует подчеркнуть, что для общества, для государства в целом, приоритетное значение должны иметь меры первичной профилактики и предупреждения виктимизации детей и подростков, среди которых важную роль должна играть психопрофилактическая работа. Система работы по первичной психологической профилактике виктимного поведения подростков должна включать следующие меры [2, с.15]:

1. Ранняя психологическая диагностика виктимогенных качеств и свойств личности, а также раннее выявление устойчивых психоэмоциональных состояний подростков, детерминирующих их виктимное поведение с целью их профилактики.

3. Индивидуальная и групповая психологическая коррекция устойчивых психоэмоциональных состояний подростков.

4. Психологическая коррекция стереотипов самовосприятия, самооценки, шаблонов жертвенного поведения подростков.

5. Формирование и закрепление у обучающихся в рамках социально-психологических тренингов оптимальных коммуникативных навыков, приемов бесконфликтного конструктивного взаимодействия с потенциальными причинителями вреда, навыков адекватной оценки и прогнозирования виктимогенных ситуаций.

6. Просветительская работа, включающая разъяснительные лекции и беседы с описанием возможных ситуаций виктимогенного плана, причин их возникновения и оптимальных путей выхода из них; а также мер по предупреждению виктимогенных ситуаций.

7. Реализация системы методов и форм работы со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями, администрацией учебных заведений), направленной на снижение уровня детской виктимизации, профилактику возрастной, статусной, имиджевой и других видов виктимности подростков, а также на снижение частотности возникновения виктимогенных ситуаций, инициируемых взрослыми. В указанной выше системе профилактических мер основной акцент, на наш взгляд, должен быть смещен на психокоррекционную работу, так как именно индивидуально-личностные качества подростков лежат в основе их виктимного поведения.

Воспитание культуры личной безопасности у подростков предполагает овладение накопленным опытом выживания в разнообразных ситуациях, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях. Речь идет о комплексной подготовке человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, чему способствует мировоззренческая, нравственная, интеллектуальная, психологическая, коммуникативная, правовая, эстетическая, интерсоциальная и физическая готовности [3, с.137].

Эффективное формирование навыков личной безопасности на основе гуманистической нравственной установки возможно лишь при соответствующем обучении безопасному поведению. Обучение, основанное только на ограниченном наборе правил, преимущественно запретительного характера (не впускай в квартиру, не подходи к машине, не отвечай на вопросы, не садись в машину и т. д.), не дает воспитанникам возможности усвоить весь необходимый арсенал средств безопасности. Иначе говоря, лишь человек, обученный конструктивным способам безопасного поведения, может быть способен к нравственному действию и одновременному обеспечению своей личной безопасности.

 

Литература

1. Волкова Т. Виктимологическая профилактика: Требуется обучение населения правилам безопасного поведения // Российская юстиция. – 2009. – 178 с.

2. Задорожный В.И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологической профилактики: Монография. – Тамбов: Першина, 2005. – 256 с.

3. Лисовенко Б.С. Социально-психологические закономерности виктимного поведения // X региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. – Напр. 12 «Педагогика и психология». – Секция «Психология». – Волгоград: Перемена, 2008. – 85 с.

4. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 332 с.

5. Юнацкевич П.И. Основы организации общественной безопасности. – М: Юрист, 2007. – 185 с.


Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте