Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ

Опубликовано 07.11.2015

Работкина Ольга Евгеньевна

Зайцев Александр Николаевич

В статье рассматривается психолого-физиологическая деятельность сотрудника ГПС МЧС России, базирующаяся на основе теории опережающего отражения действительности

УДК37.02+355.58

 

ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ

 

Работкина Ольга Евгеньевна

д.т.н., профессор кафедры гражданской защиты

Зайцев Александр Николаевич

к.п.н., доцент кафедры гражданской защиты

Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России,

 г. Воронеж, Россия

 

В статье рассматривается психолого-физиологическая деятельность сотрудника ГПС МЧС России, базирующаяся на основе теории опережающего отражения действительности

Психолого-физиологический аспект, функциональные системы; профессиональная деятельность

 

PSYCHO-PHYSIOLOGICAL ASPECT OF EDUCATION CULTUTRE SECURITY PERSONNEL OF THE STATE FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA

 

Rabotkina Olga

Zaitsev Aleksandr

Voronezh Institute of State fire service of EMERCOM of Russia

Voronezh, Russian Federation

 

The article considers the psycho-physiological activity of the employee state fire service of EMERCOM of Russia, based on the theory of anticipatory reflection of reality

Psychological and physiological aspects, functional systems; professional activities

 

Воспитание культуры безопасности человека относится к одному из направлений воспитательного процесса сотрудников государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России. Этот процесс подразумевает формирование у сотрудников ГПС готовности предупреждать и преодолевать чрезвычайные ситуации (ЧС), которые могут возникнуть в их профессиональной деятельности.

Исследование психолого-физиологической деятельности человека базируется на основе теории опережающего отражения действительности. «...Человек обладает  избыточным запасом информации для выработки программы действий. Сопоставление ее с текущими афферентными сигналами, поступающими в мозг, создает модель предстоящего движения» [1]. Для сотрудника ГПС обучение таким действиям является воспитанием культуры безопасности.

По мнению В.П. Зинченко, активизация психолого-физиологической деятельности вытекает из определения, что главная функция мозга – не фиксация, а переработка воспринимаемой информации, ее классификация, распределение по «полочкам» [4]. С тщательно продуманной системой развития умственной деятельности связывает активизацию физиолог Н.П. Павлов [5].

Огромное значение в активизации психолого-физиологической деятельности человека имеют разработки психолога Н.А. Бернштейна. На основе принципов сенсорных коррекций и теории рефлекторного кольца Н.А. Бернштейном был разработан психолого-физиологический механизм формирования двигательного действия [2]. Весь процесс формирования и совершенствования двигательного действия Н.А. Бернштейн объединил в три периода.

В первом периоде происходит первоначальное знакомство и овладение движением. В этот период идет ознакомление с тем, как движение выглядит снаружи. Как только обучаемый начинает осуществлять движение, на субъект обрушивается поток совершенно непривычных сенсорных сигналов о нем. Этот поток идет от всех частей тела, со всех рецепторных поверхностей, и человек не может в этом разобраться. Таким образом, следующая фаза первого периода уходит на бесконечные повторения с целью прояснения внутренней картины движения. Одновременно человек учится перешифровывать афферентные сигналы в эффекторные команды. Накопление «словаря перешифровок» – одно из самых важных событий этого периода. Большое количество повторений здесь необходимо потому, что перешифровки должны быть найдены в ответ на любые отклонения, на любые варианты движений.

Таким образом, физиологический процесс накопления перешифровок объясняет педагогический прием многократных повторений на первом этапе обучения двигательных действий.

Воспользуемся схемой рефлекторного кольца и укажем наиболее «горячие точки» первого периода. Ими будут события, происходящие в блоках: «программа», «задающий прибор» и «перешифровки», т.е., соответственно, прояснение внешнего двигательного состава, внутренней картины движения и отработка правильных коррекций (рисунок) [2].

 

 

Первоначальная отработка всех элементов, составляющих двигательное действие, происходит на уровне сознания D (уровень предметных действий.). К помощи уровня D интуитивно прибегают педагоги при первоначальной подготовке движения, которые относятся к нижележащим уровням. При отработке двигательных действий (например, действия с пожарной лестницей) начинают проявляться и осваиваться сигналы обратной связи с уровнем «А (самый низкий и филогенетически самый древний уровень)» и «В (уровень синергий)», т.е. связи с нижележащими уровнями. Поэтому события, которые завершают первый период, а именно прощупывание и роспись коррекции по фоновым уровням, отображаются подключением контуров управления нижележащих уровней.

Этот процесс непосредственно подводит ко второму периоду формирования и совершенствования действия – становлению и автоматизации движения.

В течение этого периода происходит полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате ведущий уровень частично или полностью освобождается от заботы об этом движении. В этот же второй период происходят еще два важных процесса: увязка деятельности всех низовых уровней и «рекрутирование» готовых двигательных блоков. Главное в этих процессах то, что низовые уровни всякого организма, имеющего за плечами большую двигательную историю, не немы и не пусты. В них существуют функциональные системы (блоки), которые выработались по другим поводам. Если при освоении нового движения организм обнаруживает необходимость определенного типа перешифровках, то он иногда ищет их в буквальном смысле, ищет и находит их в своем готовом словаре. Этот словарь Н.А. Бернштейн назвал «фонотекой». Каждый организм имеет свою «фонотеку», т.е. набор фонов, от объема которых зависят его двигательные возможности и даже способности. Именно рекрутированием готовых блоков объясняются те качественные скачки, которые наблюдаются при овладении новым движением.

Последний третий период окончательной шлифовки действий за счет стандартизации и стабилизации. Под стандартизацией понимается приобретение действий стереотипности. В этот период при многократном повторе им движения получается серия абсолютно одинаковых копий. Обеспечивают эту стереотипность развивающиеся во время повторения движения реактивные и инерционные силы.

Стереотипность тесно взаимосвязана со стабилизацией двигательного действия. Под стабилизацией действия понимается такой уровень его прочности, что он не разрушается ни при каких обстоятельствах, а может только совершенствоваться. Если в период первоначальной автоматизации движение могло выполняться чисто, только находясь «под стеклянным колпаком», т.е. в стандартных условиях, то в этот период оно приобретает высокую помехоустойчивость. Помехоустойчивость может быть вызвана не только чисто внешними условиями (погодными, климатическими, территориальными), но и обстановкой, созданной в различных экстремальных ситуациях (например, при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера и т.д.). Такая помехоустойчивость вырабатывается, когда организм человека уже опробовал массу отклонений, вызванных внешними и внутренними помехами. Большинство из них отработаны, и теперь на каждый из них у организма имеется запас коррекции.

Следовательно, рассмотрение психолого-физиологических процессов, происходящих при формировании двигательных действий с пожарно-техническим вооружением, необходимы для определения способов воспитания культуры безопасности сотрудника ГПС МЧС России.

Таким образом, активизация психолого-физиологической деятельности обучаемых способствует качественному усвоению знаний и формированию навыков при разрешении ЧС, превращая теоретическую знаковую информацию из предмета в средство профессиональной деятельности [3].

 

Литература

1. Анохин П.К. Принципиальные вопросыобщей теории функциональных систем  // Принципы системной организации функций. – М.: Наука, 1973. – С. 5-61.

2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. – С.53-68.

3. Зайцев А.Н., Работкина О.Е. Методические приемы, применяемые в педагогике безопасности при обучении специалистов Государственной противопожарной службы МЧС России. // Педагогика безопасности: наука и образование: сб. материал. Всерос. науч. конф. с Международ. участием. Екатеринбург: УГПУ, 2013.С.73-75.

4. Зинченко В.П. Функциональная структура исполнительных перцептивно-моторных действий / Труды ВНИИТЭ. – М., 1978. Вып.16. – С.173-191.

5. Павлов Н.П. Физиологический механизм так называемых произвольных движений. М.: Медгиз, 1936. С. 16-37.

 

Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с. 

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте