Смирнов Владислав Анатольевич
На основе информационного подхода рассмотрена проблема современного образования в области безопасности человека. Предложена новая модель инновационно-опережающего образования, актуальная на этапе перехода человечества к устойчивому обществу.
УДК 574.2:57.03
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗование и безопасностЬ ЧЕЛОВЕКА: ТОЧКА БИФУРКАЦИИ
Смирнов Владислав Анатольевич
к.ф.-м.н., доцент Полтавского национального технического
университета имени Юрия Кондратюка,
г. Полтава, Украина
На основе информационного подхода рассмотрена проблема современного образования в области безопасности человека. Предложена новая модель инновационно-опережающего образования, актуальная на этапе перехода человечества к устойчивому обществу.
Информационная педагогика; инновационно-опережающее образование; устойчивое общество.
MODERN EDUCATION AND HUMAN’S SAFETY: BIFURCATION POINT
V.A. Smirnov
Candidate of Sci. Poltava National Technical Yuri Kondratyuk University
Poltava, Ukraine
The problem of modern education in the field of human’s safety is considered on the basis of information approach. The new model of the innovative-advancing education which is actual at a stage of humanity transition to sustainable society is offered.
Information pedagogy; the innovative-advancing education; sustainable society.
Начало XXI века ознаменовано тем, что начинает складываться качественно новый глобальный, региональный и локальный гуманизм.Он оформляется как триединство: образования ─ для Всех (Всемирный форум по образованию: Дакар, 2000 год); знаний ─ для Всех (Цели тысячелетия, ООН, 2000 год); безопасности ─ для Всех (Доклад 16 мудрецов для ООН, декабрь 2004 г.). Суть этого триединства раскрыта Кофи Аннаном, Генеральным секретарём ООН (1997─2006), в докладе «При большей свободе: к развитию, безопасности и правам человека для Всех» 21 марта 2005 года: «Мир должен двигать вперёд дело развития, дело безопасностии дело прав человека в их совокупности─ иначе ни одному из них не будет сопутствовать успех. У человечества не будет безопасности без развития, оно не будет пользоваться благами развития без безопасности, и оно будет лишено и того и другого без уважения прав человека». Де-факто Кофи Аннан указывает на то, что глобальный мир находится в точке бифуркации (от лат. bifurcus ─ раздвоенный, вилка),представляющей собой переломный, критический момент в развитии человечества как системы, когда осуществляется выбор дальнейшего пути ее развития.
Как учит синергетика, стохастические потоки вещества, энергии, информации и случайные флуктуации провоцируют повышение энтропии системы, это ведет к нарастанию в ней беспорядка (хаоса) и даже может привести к ее разрушению, катастрофе. С другой стороны, система стремится к упорядочению и сохранению устойчивости за счет переструктурирования своих элементов, что сопровождается снижением энтропии. Какая из тенденций возобладает, зависит от множества факторов, среди которых и качество поступающих в систему ресурсов (в том числе – информационных). В точке бифуркации происходит ветвление вариантов развития системы: от катастрофического до инновационно-опережающего. Философ А. Д. Урсул обоснованно полагает, что в ходе происходящих сегодня бифуркационных процессов человечество может испытать «фундаментальный духовный взлет», который обеспечит переход во вторую осевую эпоху, конституированную принятием ООН цивилизационной стратегии перехода к устойчивому обществу (УО). Основная особенность УО состоит в том, что мало связанные до сих пор и стихийно эволюционирующие пути развития человечества будут интегрированы в единое целое.
По мнению проф. А. Д. Урсула, фундаментальная и приоритетная роль в процессе движения к УО будет принадлежать науке и образованию. Причем знание – высшая и наиболее ценная форма всей информации, циркулирующей в социуме, – будет выступать базисным феноменом УО. Это дает основания называть УО обществом, основанном на знании (knowledge-based society). Подготовка членов такого общества – важнейшая задача образования в интересах устойчивого развития (ОУР), прямо называемого во многих документах ООН «решающим фактором перемен». Уже сегодня каждый образованный человек должен знать об опасности негативных последствий социальной деятельности, о реальной возможности планетарной катастрофы, вызванной антропогенной деятельностью, и ее негативных последствиях. Очевидно, что человеку устойчивого будущего (Homo of sustainable future) «необходимы личностные качества, которые позволяли бы изменять мир в лучшую сторону, быть способным предвосхищать неведомые доселе вызовы и угрозы, сознательно и активно – коллективно и индивидуально – противостоять им» (из Вступительного слова проф. И. М. Ильинского на открытии IX Международной конференции «Высшее образование для XXI века», Московский гуманитарный университет, 15-17 ноября 2012 г.).
Как сформировать человека, способного принимать опережающие решения и предпринимать превентивные меры, позволяющие, прежде всего, отодвигать глобальную катастрофу на более отдаленные времена, а со временем устранять многие вызовы, угрозы и опасности? Очевидно, это потребует формирования опережающего ноосферного интеллекта человечества. Но если В. И. Вернадскому ноосферогенез виделся стихийно-естественным процессом, формирование ноосферно-опережающего сознания представляется нам как одна из основных задач информационной педагогики [1], задающей новую модель образования. Не входя в детали, отметим главное: образование как инновационно-опережающий, футуризационный процесс достигается согласованием hic et nunc («здесь и теперь») смыслового содержания сфокусированных на учащемся информационных потоков, обеспечивающих его (1) научение, (2) социализацию и (3) культурацию (рис. 1).
Применительно к образованию в области безопасности человека результат научения (1) фиксируется в виде дисциплинарного знания об опасностях и рисках. Социализация (2) достигается через коммуникацию и кооперирование людей в различных видах деятельности (важный ее этап ─ формирование умений действовать по образцу). Культурация (3) в рассматриваемом аспекте означает формирование культуры безопасности, обеспечивающей сохранение и развитие целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества, социальных институтов и сетей. Результат культурации проявляется в приобретенном опыте творческой деятельности, готовности находить нестандартные решения проблем, а также в опыте осуществления эмоционально-ценностных отношений.
Рис. 1. Концептуальная схема формирования фундаментальных личностно значимых знаний и ценностей (в аспекте безопасности человека)
Результаты влияния на учащегося информационных потоков (1─3) существенно зависят от качества информации и механизмов ее трансляции. Можно говорить о конкуренции последних, различая, например, естественное образование (обучение жизнью) и образование в специальных учебных заведениях. В первом случае формируются обыденные знания, во втором – научные. Несмотря на несомненную связь между указанными видами знания (общеизвестно высказывание К. Поппера о том, что «наука, философия, рациональное мышление ─ все начинают со здравого смысла»), различия между ними носят принципиальный характер. ОУР не может быть реализовано за счет естественной адаптации к окружающей действительности, ибо инновационно-опережающее образование предполагает ориентацию на будущую и покамест виртуальную реальность новой модели мироустройства, создание которой возможно лишь в социально организованных, специальных учебных заведениях.
Вместе с тем следует помнить, что ОУР не сводится к исключительно научному познанию (информационный поток 1 на рис.1). Выстраивая свою жизнь – общественную и индивидуальную – исключительно на базе научного знания, человек невольно производит все более масштабные риски, которые в конце концов становятся глобальными [2]. Сегодня уже есть понимание того, что научное знание вовсе не является тем знанием, которое, согласно О. Конту, вытесняет все остальные его виды. Развивая трихотомичекую концепцию знания, Макс Шелер (1874─1928) как одну из «высших целей становления, которым знание может и должно служить» называет становление и полное развитие личности, которая «знает» благодаря усвоению не менее важного вида знания ─ «образовательного». Образовательное знание (М. Шелер также называет его философским) как бы надстраивается над базисным научным, занимая более высокое место в ценностной иерархии видов знания, которая, по Шелеру, существует вполне «объективно» [3]. В предлагаемой нами модели (рис. 1) «философское» знание формируется, преимущественно, за счет информационного потока (3). Очевидно, что ОУР выходит за пределы традиционных педагогических наук. Более логичным его исследование видится в рамках эдукологии ─ целостной комплексной науки о развитии образования и взаимодействии образовательных систем в социуме. Это не мешает уже сейчас прийти к выводу, что наиболее перспективной траекторией развития образования в постбифуркационный период будет эволюционный переход к образованию, построенному на основе новой опережающей инновационно-образовательной модели, где информационные факторы имеют приоритетное значение.
Литература
1. Смирнов В. А. Три источника и три составные части современной информационной педагогики / В. А. Смирнов // International scientific-practical conference of teachers and psychologists "Science of future", the 8th of March, 2014, Prague (Czech Republic). Vol. 1. P. 171¾178.
2. Макс Шелер о реформе высшего образования в Веймарской республике // ЛОГОС, 2005. № 6 (51). С. 50¾59.
3. Шелер М. Формы знания и образование / Шелер М. Философское мировоззрение / Шелер М. Избранные произведения. М.: «Гнозис», 1994. С. 41-42.
Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с.