Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика 2014

   

Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27–28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. – Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. – 376 с.


 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

Образование в области безопасности жизнедеятельности

 

Абрамова С. В., Станкевич П. В. Педагогические условия практико-ориентированной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности  9

Авдеева Н. В., Сафин А. И. Анализ современного состояния знаний школьников в области криминогенной безопасности  13

Авдеева Н. В. Методическая компетентность как необходимый компонент профессиональной подготовки специалиста в области безопасности жизнедеятельности  15

Айриян Э. В., Максиняева М. Р. Актуальные вопросы охраны репродуктивного здоровья в подростково-молодежной среде 19

Багмет С. А. Стратегия формирования вариативного модуля «безопасность жизни в техносфере» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности    22

Богданова Т. А. Организация предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов по экологической безопасности  25

Борзова О. И. Особенности организации внеурочной деятельности учащихся по безопасности жизнедеятельности  30

Бояров Е. Н. Элементы функциональной модели безопасной информационной образовательной среды подготовки педагогов в области безопасности жизнедеятельности   33

Воронин В. В. Техника безопасности на занятиях по физической культуре на при­мере блока «баскетбол» 37

Гафнер В. В. Проблемы формирования безопасного образа жизни в современной школе  40

Гинко В. И. Информационные технологии в организации олимпиады по безопасности жизнедеятельности «Пожарная безопасность»  43

Елисеева Н. В., Работенко В. А. К вопросу о создании добровольной службы спасения   46

Ефимова Ю. В. Проблема современной педагогической науки в обеспечении безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста 48

Завалишин А. В. Использование деловой игры при подготовке бакалавров «техносферной безопасности»  50

Злочевская Л. И. Использование игровых технологий при формировании знаний экологической безопасности в курсе ОБЖ 7-го класса 54

Иванов И. М. Формирование у учащихся патриотических качеств на основе традиций российского казачества 57

Каслин Н. Д., Богатов О. И. Аналитические разделы в дипломных проектах специалистов   61

Киселева Э. М., Шарапов А. А. Занимательные материалы на уроках ОБЖ как средство достижения результатов обучения   65

Костецкая Г. А. Методические аспекты формирования у школьников негативного отношения к вредным привычкам в курсе «ОБЖ»   68

Кузнецов А. А. Современное состояние проблемы организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в кадетском корпусе   71

Кунгурова Е. В. Содержательный аспект экологического образования будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности 76

Курвинен Е. Е. Знания по экологической безопасности как важная составляющая патриотического воспитания школьников   78

Кущев П. М., Черноусов М. В. Влияние профессиональных тренингов к готовности сотрудников органов внутренних дел к применению табельного оружия в условиях оперативно-служебной деятельности, на развитие у них профессиональных установок и навыков в сфере личной безопасности  82

Минервин И. Г. Школа-вуз: новая стратегия и модель взаимодействия 85

Петров Н. А. Использование знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-м классе  92

Розяева Л. В. Здоровый образ жизни подрастающего поколения и населения    96

Рублев В. М. Подготовка будущего учителя к действиям в экстремальной ситуации в школе 98

Савостин Н. М., Корчигин В. В., Савостин С. Н. Способы повышения безопасно­сти игры и снижения травматизма волейболиста в тренировочном и соревновательном процессе 101

Самсикова Н. А. Функции самостоятельной работы в процессе методической подготовки будущих учителей 104

Созинов М. В. Формирование личности безопасного типа поведения у подростков и молодежи посредством привития культуры безопасности жизнедеятельности через обучение выживанию в условиях автономного существования и действиям в условиях военного времени в рамках городских военно-патриотических мероприятий 110

Соломахина Т. Ю. Преподавание профессиональной лексики будущим сотрудни­кам чрезвычайных ведомств стран СНГ, обучающимся в российских военных вузах   115

Степкин А. В. Тенденции развития в образовательной области безопасности жизнедеятельности   119

Тарасов В. А., Тимошенко Л. И. Некоторые особенности соблюдения мер без­опасности при проведении стрельб с сотрудниками полиции подразделений специаль­ного назначения  122

Таскарина Ж. М. Здоровый образ жизни подрастающего поколения и населения 126

Тимаков   Е. А.,   Макарова   Е.   В.   Учебные   сборы   как   способ военно-патриотического воспитания учащихся старших классов 127

Фролова О. С. Метод CASE-STUDY как один из современных методов обучения баклавров-инженеров   130

Черная Т. В. Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения и населения, средствами физической рекреации 133

Шестибратова О. В. Экологическая компетентность как фактор социализации учащихся   136

Шидловский Г. Я., Шидловская Т. Н. От значка ГТО - к здоровью нации  139

Шидловский Г. Я., Шидловская Т. Н. Тестовые задания по теоретическому разделу дисциплины «физическая культура» для студентов Сахалинского государственного университета 144

Шульженко А. В., Кудря А. Д. Проблемы формирования здорового образа жизни посредством физической культуры, его обеспечивающей  148

 

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в природной и техногенной среде

 

Абрамова С. В.,   Бояров Е. Н. Пожарная безопасность предприятий нефтегазовой промышленности как элемент промышленной безопасности России  152

Анюгина М. И. Расчет загазованности населенного пункта в результате горения разлива нефти и нефтепродуктов 158

Афанасенко К. А., Билым П. А. Технология уменьшения пожарной опасности стеклопластиков   160

Баранов М. И., Рудаков С. В. Пожарная опасность локального нагрева проводов и кабелей электрических сетей при сверхтоках 164

Кулявец Ю. В., Богатов О. И., Ермакова Е. А. Стратегии принятия решения оператором на основе анализа информации о состоянии объекта 169

Будко М. В., Писарева Е. В., Альмуханова Д. М. Применение законов физики для предупреждения детского дорожного травматизма в темное время суток 174

Верескун А. В., Олтян И. Ю. Управление риском чрезвычайных ситуаций как составная часть обеспечения безопасности жизнедеятельности 175

Воробьев С. Ю., Русак В. А., Мишнев Г. В. Практика применения систем видеонаблюдения в целях повышения пожарной безопасности и укрепления обще­ственного порядка в городах 179

Вялышев А. И., Добров В. М., Долгов А. А., Зиновьев С. В., Файзулин Т. Ш. Концепция создания опытно-промышленного автоматизированного измерительного комплекса контроля природных радионуклидов на морских нефтегазовых сооружениях 184

Гузий А. Г., Лушкин А. М. Методология управления риском в системе превентив­ного управления безопасностью полетов эксплуатанта воздушных судов 189

Двойнова Н. Ф. Актуальные проблемы экологической безопасности на территории Сахалинской области и управление экологическим риском 193

Долгов А. А., Калинин А. О., Пряхин В. Н., Цомаева Д. С. Лабораторные исследования процесса сушки торфа Шатурского месторождения Московской области  197

Долженко Е. С., Добров А. В. Системный анализ транспортной опасности города при транспортировке опасных грузов  202

Зиновьев С. В., Анюгина М. И., Файзулин Т. Ш., Морозова О. А. Анализ действий МЧС России при лесоторфяных пожарах в условиях аномально высоких температур   205

Зиновьев С. В., Анюгина М. И., Файзулин Т. Ш., Морозова О. А. Уроки и выводы крупномасштабного наводнения в Дальневосточном федеральном округе в 2013 году   210

Кошелев П. С., Земляной А. И. Обеспечение безопасности передвижения сотрудни­ков специальных подразделений мвд россии при выполнении служебных задач в горной местности 214

Кущяк О. И., Двойнова Н. Ф. Научные основы оценки техногенных воздействий на окружающую среду  219

Лушкин А. М., Майорова Ю. А. Принципы организации системы добровольных сообщений о факторах опасности  221

Моисеев В. В., Плещеева Ю. С. Проектирование однокомпонентного динамометра для определения тангенциальной составляющей силы резания на токарно-винторезном станке ТВ-6  226

Созинов М. В., Домбровский Р. Ю. Психологические и практические подходы к выживанию в одиночку и группой    232

Солдатов С. К., Чистов С. Д., Зинкин В. Н. Анализ перспектив развития средств защиты от авиационного шума   236

Старчукова И. В. Расчет индивидуального и популяционного канцерогенного риска в ближайшей жилой зоне   239

Тимошенко Л. И. Безопасность передвижения группы спецподразделения МВД России в горно-лесистой местности с использованием спутниковой навигации   241

Тройникова А. А., Карманчиков А. И. Прогнозирование индивидуальных собенностей поведения людей в чрезвычайных ситуациях  244

 

Обеспечение безопасности жизнедеятельности в социальной и информационной среде

 

Абашина А. Д., Бражник Е. И. Актуализация дополнительных мер социальной защиты инвалидов в чрезвычайных ситуациях  248

Бондарева Т. В. К вопросу о социально-психологической безопасности граждан пожилого возраста в современной России 250

Бояров Е. Н. Социокультурная среда постиндустриального общества 253

Буханько Е. О. К вопросу о факторах формирования здорового образа жизни со­временной молодежи   256

Буц Ю. В., Крайнюк Е. В. Информационно-психологическая безопасность лично­сти как важная составляющая безопасности жизнедеятельности  258

Гальчина Е. Д. Социальная безопасность личности в ракурсе проблем демографии и духовно-нравственного воспитания  263

Гоннов Р. В. Психологическое сопровождение сотрудника полиции как элемент личной безопасности при наступлении чрезвычайных обстоятельств   266

Догадаева Н. С. Социально-правовые механизмы обеспечения информационной безопасности личности   269

Крисина И. С., Малофей А. О., Малофей О. П. Многоуровневая пороговая схема разделения секрета на основе китайской теоремы об остатках   272

Кудрявцева А. И. Проблема безопасности личности в психологических исследова­ниях  277

Мельченко А. С. Социальная турбулентность в концепции информационной безопасности России  279

Морозова О. А. Индивидуально-психологические особенности лиц, проживающих в зонах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций радиационного характера   282

 

Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности

 

Анисимов Б. С. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза   286

Ворсин В. С., Ижбулдина Л. А., Коробова Н. Л. Влияние промышленной щелочной пыли на хвойные лесопосадки г. Магнитогорска  289

Жмурова Т. М. Влияние качества атмосферного воздуха на состояние здоровья населения Иркутской области   293

Золотухин Д. Е., Ивельская Т. Н. Детализация магнитудно-географического критерия цунамиопасности землетрясений на Дальнем Востоке России   296

Марченко А. В., Двойнова Н. Ф. Анализ экологических проблем энергетики в системе подготовки бакалавра по направлению «Техносферная безопасность»   300

Марченко А. Ю. Активные системы улучшения качества атмосферного воздуха в г. Южно-Сахалинске  304

Мурзин М. А. Экологические риски горнодобывающих предприятий Байкальского региона   305

Некрасова Е. В., Загоруйко А. В. Сезонный геохимический мониторинг урбани­зированных территорий  309

Ньабагабо М. Д., Личман С. П. Влияние экологических и демографических факторов на здоровье населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области  312

Рябчикова И. А., Белых Л. И., Назарова Н. А. Оценка ущерба от загрязнения почв в зоне воздействия Иркутского алюминиевого завода  317

Телин Д. А. Геоэкология и охрана окружающей среды на примере Ириклинской ГРЭС 320

Тимофеева С. С., Рябчикова И. А., Иванова С. В. Исследование возможности использвания эффективных микроорганизмов в очистке сточных вод от красителей   323

Тимофеева С. С., Тимофеев С. С. Энергосберегающие лампы и проблемы их утилизации в Иркутской области   325

Туманова Т. А., Расщепкина Е. А. К вопросу о бытовых отходах   330

Чайко А. А. Тенденции изменения уровня содержания железа общего в водах реки Сусуя в 2010-2013 гг 332

Ягубцева Ю. С. Проблема злокачественных новообразований населения Сахалинской области  335

 

Безопасность и охрана труда

 

Гапонов В. Л., Киселева Ю. Ю., Кузнецов Д. М., Гапонов С. В. Анализ социально-экономических аспектов отрасли машиностроения   338

Жуков А. О. О некоторых особых случаях травматизма непроизводственного характера   343

Зинкин В. Н., Драган С. П., Солнцев В. И. Технологии персонифицированного мониторинга и оптимизации условий труда работников «шумовых» профессий   344

Иванова С. В., Солдатова А. Ю. Профессиональные риски при эксплуатации тепловых сетей   348

Скуратовский Н. И., Сомов М. В., Харитонов В. В. Комплекс программ эргономической экспертизы противошумов 351

Тимофеева С. С., Тимофеев С. С. Бенчмаркинг как инновационный метод управления охраной труда на предприятиях 354

Тимофеева С. С., Тимофеев С. С. Бережливое производство-инновационный подход минимизации профессиональных рисков предприятий   358

Тимошенко Л. И. Правовая поддержка охраны труда 361

Чистов С. Д., Филь С. Н., Солдатов С. К. Влияние условий труда на функциональное состояние персонала объекта по уничтожению   365

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ 369

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ БЖ

Опубликовано 14.11.2015

Кунгурова Е. В.,

в ходе экологического образования будущих педагогов безопасности жизнедеятельности эколого-просветительская деятельность формируется за счет базовых научно-педагогические знаний в области экологического образования, а также владений современными образова­тельными технологиями (содержательно-операциональный компонент).

Читать полностью »

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ ОБЖ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

Опубликовано 14.11.2015

Кузнецов А. А.,

Внеклассная работа по курсу «Основы безопасности жизнедея­тельности» рассматривается исследователями в следующих направлениях: военно-патриотическое воспитание [1 -3], формирование здорового образа жизни [5] и экологическая безопасность[4]. Наше исследование посвящено изучению состояния проблемы организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в кадетском корпусе. 

Читать полностью »

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ В КУРСЕ «ОБЖ»

Опубликовано 14.11.2015

Костецкая Г. А.,

Главная роль в формирова­нии у школьников здорового образа жизни (ЗОЖ) отводится курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С целью выявления методических условий формирования у школьников неприятия вред­ных привычек (курения табака, употребления алкоголя) при обучении ОБЖ нами было про­ведено педагогическое исследование (2011-2013г.г.).

Читать полностью »

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ ОБЖ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Опубликовано 14.11.2015

Киселева Э. М., Шарапов А. А.,

К активным формам обучения, недостаточно освещенным в ме­тодике преподавания БЖ, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются од­ной из эффективных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекатель­ными уроки ОБЖ.

Читать полностью »

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Опубликовано 14.11.2015

Иванов И. М.,

В статье рассмотрены особенности формирования у учащихся патриотических качеств на основе православных и семейных традиций Российского казачества.

Читать полностью »

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КУРСЕ ОБЖ 7-го КЛАССА

Опубликовано 14.11.2015

Злочевская Л. И.,

Обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и охватывает как урочное, так и внеурочное время, что позволя­ет создать оптимальные условия для подготовки школьников. Экологическая безопасность, как междисциплинарная отрасль знаний, занимает опреде­ленный уровень в системной организации современной науки, входит в систему государ­ственной безопасности Российской Федерации. 

Читать полностью »

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ «ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Опубликовано 14.11.2015

Завалишин А. В.,

Подготовка квалифицированных специалистов, которые будут востребованы на совре­менном рынке труда, является приоритетной задачей высшего, среднего и начального про­фессионального образования. Согласно ФГОС направления подготовки «Техносферная без­опасность» выпускник должен решать такие профессиональные задачи в своей деятельности, как обучение рабочих и служащих требованиям безопасности, участвовать в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуациях на предприятии. 

Читать полностью »

ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЖ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Опубликовано 12.11.2015

Ефимова Ю. В.,

Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Ведь в условиях социального, природного и эколо­гического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому с самого раннего возраста у ребенка необходимо формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным дей­ствиям в неадекватных ситуациях. 

Читать полностью »

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СПАСЕНИЯ

Опубликовано 12.11.2015

Елисеева Н. В., Работенко В. А.,

в Ставропольском крае набирают все большую популярность волонтерские движе­ния, добровольческие организации и объединения, отряды и студенческие клубы призванные оказать помощь профессиональным службам.

Читать полностью »

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОЛИМПИАДЫ ПО БЖ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Опубликовано 12.11.2015

Гинко В. И.,

Рассказывается об организации студенческой олимпиады по безопасности жизнедея­тельности в Шуйском филиале ФГБОУ ВПО «Ивановский Государственный университет», описывается использование информационных технологий в подготовке и проведении кон­курсов, отмечается важная роль студенческой олимпиады и применения новых информаци­онных технологий в повышении мотивации освоения студентами знаний и умений по без­опасности жизнедеятельности.

Читать полностью »

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте