Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Опубликовано 08.11.2015

Айриян Э. В., Максиняева М. Р.,

Здоровье детей и подростков - одно из приоритетных направлений государственной полити­ки, важнейший фактор национальной безопасности, определяющий генофонд страны, будущее государства, научно-экономический потенциал общества. В число основных составляющих здо­ровья наряду с соматическим, физическим и психическим компонентами входит и репродуктив­ное здоровье. 

Айриян Э. В., Максиняева М. Р.,

Московский педагогический государственный университет,

г. Москва, Россия

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ В ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

 

«Здоровье не все, но все без здоровья - ничто».

Сократ

 

Важнейшее условие полноценной жизнедеятельности человека, и, пожалуй, одно из ос­новных условий счастья человека - это его здоровье. Понимание значимости здоровья как важнейшего ресурса является признаком высокой культуры, как каждого конкретного граж­данина, так и общества в целом. Известное выражение «Здоровье человека не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка» - это, без со­мнения, главный постулат всей жизни!

Здоровье детей и подростков - одно из приоритетных направлений государственной полити­ки, важнейший фактор национальной безопасности, определяющий генофонд страны, будущее государства, научно-экономический потенциал общества. В число основных составляющих здо­ровья наряду с соматическим, физическим и психическим компонентами входит и репродуктив­ное здоровье. По определению ВОЗ, данному в 1994 г., «репродуктивное здоровье - это состоя­ние умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и недугов во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспро­изводство и гармонию в психосоциальных отношениях в семье».

Хорошее репродуктивное здоровье - одно из основополагающих условий повышения уровня рождаемости, качества жизни в целом. В связи с этим очевидна актуальность про­блемы охраны и укрепления репродуктивного здоровья детей и подростков.

Развитие репродуктивной функции наиболее интенсивно происходит в возрасте 12-16 лет, приходящемся на школьный период жизни подростков. Современная школа при­звана осуществлять не только образовательную деятельность, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья. Однако динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьни­ков выявляет тенденцию к ухудшению показателей здоровья, в том числе и репродуктивно­го. По данным ФГБУ ЦНИИОИЗ, с 2005 г. в Российской Федерации заболеваемость мочепо­ловой системы у школьников выросла на 5,6%, нарушения менструальной функции у деву­шек остается на высоком уровне.

На состояние репродуктивного здоровья оказывают влияние различные факторы, среди которых наиболее значимыми являются питание, школьные стрессы, физическая активность, соматическое здоровье, аддиктивное поведение, половое воспитание, образ жизни подростка. Так, например, неполноценное питание, изнуряющие диеты в погоне за безупречной фигу­рой приводят к расстройству пищевого поведения, дефициту массы тела. Снижение массы тела более чем на 15-17 % вызывает аменорею у девушек, поскольку для поддержки регу­лярного менструального цикла необходимо наличие жировой ткани не менее 22 %.

Воздействие стресса (жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, родителями и др.) осуществляется через различные звенья репродуктивной системы: с одной стороны, через торможение функции подкорковых структур мозга с после­дующим нарушением секреции гонадотропных релизинг-факторов, с другой стороны, через большой выброс гормонов надпочечников - кортизола и андрогенов [2].

Исследования института возрастной физиологии РАО показали, что микрострессы по силе своего суммарного негативного влияния не уступают серьезным конфликтам. Результаты иссле­дований свидетельствуют, что в классах с авторитарным, недоброжелательным педагогом теку­щая заболеваемость в три раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5-2 раза больше, чем в классах со спокойным и доброжелательным педагогом [1].

К факторам риска также относятся гипер- и гипокинезии. Чрезмерные физические нагруз­ки в пубертатный период могут привести к задержке полового развития, нарушению мен­струального цикла и др. Недостаточная двигательная активность на фоне чрезмерной учеб­ной нагрузки, увлеченности электронными гаджетами, неправильного питания приводит к снижению функциональных возможностей организма школьника.

Репродуктивная функция напрямую зависит и от соматического здоровья. Частые ОРВИ, особенно перенесенные в пубертатном периоде, тонзиллиты, острые заболевания почек, си­стемные болезни, дисфункция щитовидной железы, надпочечников, сахарный диабет неиз­бежно влекут за собой нарушения функции репродуктивной системы, изменения темпов по­лового развития.

Сильным фактором риска, приводящим к нарушению репродуктивной функции, является ад-диктивное поведение подростков, то есть злоупотребление различными изменяющими психиче­ское состояние веществами, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформиро­валась зависимость [3]. Наиболее распространенными формами токсикомании являются курение и употребление алкоголя. По данным ВОЗ в России распространенность употребления табака среди подростков 15-18 лет составляет до 25 % (среди мальчиков-подростков - 30 %, а среди девочек-подростков - около 18 %). Проведенное нами анкетирование студентов московских ву­зов выявило, что около 13 % курильщиков впервые закурили в возрасте до 14 лет. Действие ни­котина и оксида углерода при табакокурении может в дальнейшем привести к ослаблению эрек­ции у мужчин, нарушению менструального цикла у девушек. Неблагополучна ситуация и в от­ношении употребления алкоголя. Во время того же анкетирования было выявлено, что часто (ежедневно или два-три раза в неделю) пьют алкогольные напитки, включая пиво, 27 % юношей и 9 % девушек. Средний возраст начала употребления алкогольных напитков составляет 14-15 лет. Пагубное воздействие алкоголя на все органы и системы хорошо известно: поражение нерв­ной системы, нарушение функции печени, поджелудочной железы и др. По действию на репро­дуктивную функцию может отмечаться задержка полового созревания, дистрофия зародышевых клеток яичников, нарушение менструальной функции.

Следует особо отметить рост сексуальной активности среди подростков, снижение воз­раста начала половой жизни, и, как следствие, увеличение числа болезней, передающихся половым путем, подростковых беременностей, зачастую заканчивающихся искусственным

прерыванием, оказывающих негативное влияние на репродуктивное здоровье. Этот всплеск находится в прямой зависимости от уровня развития сексуальной культуры и недостаточного внимания к половому воспитанию. Подобное стереотипное представление о сексуальной жизни подогревается влиянием навязываемых СМИ вседозволенности и беспечного отноше­ния к интимной стороне жизни. По данным анкетирования, около 20 % опрошенных девушек в 15 лет уже имели опыт половых контактов, а в 17 лет - больше 80 % респондентов.

Таким образом, разнообразные факторы способны привести к нарушению репродуктив­ной функции. В этих условиях важно иметь научно обоснованный метод воспитания культу­ры репродуктивного здоровья подростков. Решение сложных проблем, связанных с охраной репродуктивного здоровья школьников, - это совместный учебно-воспитательный, медико-биологический и просветительский труд:

- семьи, которая ориентирует школьника на формирование правильной жизненной пози­ции в важных вопросах взросления, создает благоприятный психологический климат;

- врачей, которые являются наиболее авторитетными и компетентными источниками ме­дицинской информации;

- средств массовой информации, которые являются вещателями общего уровня культуры человека;

- педагогов, которые должны дать правильную и полную информацию по вопросам репро­дуктивного развития и воспитания, как часть общего образования. При этом нужно соблюдать важнейшее условие: обучение должно проводиться квалифицированными специалистами.

В связи с этим считаем необходимым, формировать базовые знания студентов педагоги­ческих вузов в области репродуктивного здоровья в рамках освоения курса безопасности жизнедеятельности. В результате активной методической работы был разработан спецкурс «Основы репродуктивного здоровья», представляющий собой комплексную программу, це­лями которой являются:

1) повышение общего культурного и образовательного уровня будущих педагогов;

2) расширение их знаний в области репродуктивного здоровья, сексуальных отношений в плане профилактики инфекций, передающихся половым путем;

3) формирование у студенческой молодежи знаний и умений по сохранению и укрепле­нию репродуктивного здоровья и компетентного подхода к решению вопросов, возникаю­щих при нарушениях в этой сфере.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) осознание социальной значимости своей будущей профессии;

2) готовность к обеспечению охраны жизни и репродуктивного здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности.

В результате освоения содержания дисциплины студент должен знать:

- общие закономерности строения, развития, функционирования мужской и женской ре­продуктивных систем;

- факторы, определяющие состояние репродуктивного здоровья детей и подростков;

- медико-психологические проблемы репродуктивного здоровья и пути их решения;

- современные модели полового воспитания;

- основы и методы профилактики инфекций, передающихся половым путем;

- осложнения ранних половых связей; уметь:

- применять полученные знания в выборе и оценке различных методов и приёмов укреп­ления и оздоровления репродуктивного здоровья;

- организовывать и проводить работу с учащимися, родителями и педагогами по форми­рованию навыков их самосохранительного поведения;

- вести санитарно-просветительскую работу с учащимися;

- рассказывать подросткам о воздействии различных факторов (в том числе вредных при­вычек) на репродуктивное здоровье растущего организма;

владеть:

- методами сохранения репродуктивного здоровья;

- методами использования полученных знаний в формировании у детей, подростков и мо­лодежи безопасного образа жизни;

- методами использования индивидуальных средств гигиены и репродуктивной защиты. Полученные теоретические знания в области репродуктивной функции, планирования семьи

и семейных ценностей, клиники и профилактики заболеваний, передающихся половым путем, во многом определяют образ жизни студентов и помогают осознать, что сохранение и укрепле­ние репродуктивного здоровья является неотъемлемой частью безопасной жизнедеятельности.

Список литературы

1. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа / М. М. Безруких. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. - 240 с.

2. Сухарев, А. Г.Основы гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни населения: Учеб. пособие для врачей / А. Г. Сухарев. - М., 2011. - 225 с.

3. Landry, M. Addiction diagnostic update DSM-III-R psychoactive substance use disorder // M. Landry / J. Psychiat. Drags. - 1987. - V. 19, N 4. - P. 379-381.


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте