Авдеева Н. В., Сафин А. И.,
Одним их неотъемлемых условий модернизации образования является безопасность учащихся в современной криминогенной жизни, освоение людьми навыков и умений самообороны, коллективной защиты, умения выживать и оказывать помощь себе и пострадавшим в любых экстремальных условиях. Проблема обучения школьников основам криминогенной безопасности очень многогранна и имеет свою специфику проявления, однако основной упор при разрешении этой проблемы основывается на создании универсальной системы знаний в области криминогенной безопасности молодого поколения.
Авдеева Н. В., Сафин А. И.,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ КРИМИНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Одним их неотъемлемых условий модернизации образования является безопасность учащихся в современной криминогенной жизни, освоение людьми навыков и умений самообороны, коллективной защиты, умения выживать и оказывать помощь себе и пострадавшим в любых экстремальных условиях. Проблема обучения школьников основам криминогенной безопасности очень многогранна и имеет свою специфику проявления, однако основной упор при разрешении этой проблемы основывается на создании универсальной системы знаний в области криминогенной безопасности молодого поколения.
В связи, с чем нами были предложены и внедрены в учебный процесс занятия посвященные проверке знаний учащихся о чрезвычайных ситуациях криминогенного характера и поведения в них старшеклассников. В опросе участвовал школьники 10-х классов, 397 гимназии им. Г.В. Старовойтовой, Кировского района Санкт-Петербурга, целью которого было:
- выявление состояния вопросов об информировании старшеклассников возможных ситуациях криминогенного характера в городе-мегаполисе;
- изучение отношения школьников к возникновению ситуаций в области криминогенной опасности в городе-мегаполисе;
- изучение и оценка состояния проблемы эффективности вопросов поведения в криминогенных ситуациях.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающий анкетирование беседы со школьниками. При детальном анализе полученных ответов обучающихся мы можем наблюдать следующее.
Подавляющее большинство опрошенных старшеклассников на вопрос о том, что можно отнести к ЧС криминогенного характера, значительная часть (96 %) респондентов рассматривает как общую часть ЧС социального характера и только 4 % школьников считают, что пожар как стихийное бедствие можно отнести к категории ЧС криминогенного характера (рис. 1).
Стоит отметить, что на первый вопрос анкеты учащиеся имеют представление о квалификации ЧС криминогенного характера, входящих в группу социальных опасностей.
Результаты следующего вопроса говорят о реакции старшеклассников на сложившуюся ситуацию (рис. 2.).
Ответы на данный вопрос свидетельствуют о том, что большинство школьников (54 %) оказавшись свидетелем случившегося, обратятся за помощью к сотрудникам полиции о случившемся происшествии. Однако 30 % респондентов считают, что могут самостоятельно справятся с злоумышленником, 6 % школьников проигнорируют произошедшее событие и только 10 % опрошенных затруднились с ответом.
1. Кража. 2. Наводнение. 3. Пожар.
Рис. 1. Результаты ответов на вопрос «Что, по вашему мнению, можно отнести
к ЧС криминогенно характера»
1. Обратитесь к сотрудникам полиции о случившемся происшествии. 2. Попытаетесь задержать злоумышленника. 3. Проигнорируете произошедшее событие. 4. Ваш вариант ответа.
Рис. 2. Результаты ответов на решение ситуационной задачи «Если вы стали свидетелем карманной кражи у прохожего»
1. Обратитесь к взрослым (родителям). 2. Попытаетесь самостоятельно решить проблему.
3. Ваш вариант.
Рис. 3. Результаты ответов на вопрос о мошенничестве
Далее нам было интересно знают ли школьники как себя вести в ситуации, если они стали жертвами мошенников (рис. 3).
Анализируя полученные ответы в целом можно, что большинство школьников (64 %) осознают потенциальную опасность и за помощью обращаются к взрослым. 30 % предпринимают попытки решить проблему самостоятельно и 6 % предлагают свой вариант решения возникшей проблемы.
Следующая группа ответов была направлена на определение уровня знаний старшеклассников о возникновении опасностей криминогенного характера в своем городе. Результаты ответов отражены на рисунке 4.
1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
Рис. 4. Как вы считаете, возможно ли возникновение криминальных ситуаций
в вашем городе
1. Да. 2. Нет. 3. Не знаю.
Рис. 5. Знаете ли вы, что совершение поступков криминогенного характера влечет
за собой уголовную ответственность
Опираясь на полученные результаты, данным вопросом мы хотели уточнить об информационной составляющей о криминогенных опасностях города-мегаполиса, нами было выявлено, что 42 % старшеклассников получают информацию о правилах поведения в ЧС криминогенного характера в школе. Так же некоторые школьники (34 %) отмечали потребность в получении информации о безопасном поведении в ЧС криминогенного характера дома. В сети Интернет ответы на возникающие вопросы в области криминогенной безопасности находят 18 % респондентов и лишь 6 % старшеклассников полагаются на свою интуицию.
В связи с этим мы решили выяснить, попадали ли старшеклассники в криминогенные ситуации, большинство школьников никогда не сталкивались с ситуациями криминогенного характера и 39 % ответили положительно.
В заключении нами был выявлен уровень знаний старшеклассников в области нормативно-правовой базы, в частности уголовная ответственность за совершение поступков криминогенного характера (рис. 5).
Анализируя полученные ответы, почти все обучающиеся знают об уголовной ответственности, лишь малый процент никогда не задумывался об этом.
По результатам анкетирования нами была выявлена, общая логика понимания школьниками безопасного поведения в ЧС криминогенного характера, позволяющая научить их созданию условий безопасности для защиты человека от современных криминогенных опасностей.
В качестве приоритета в школьном образовании необходимо проводить больше уроков, посвященных ЧС криминогенного характера, изучая возможные сценарии развития ситуаций, выходов из них с минимальным набором последствий. Такими действиями можно добиться того, что в сложившейся криминогенной обстановке города-мегаполиса, наше молодое поколение окажется под меньшим ударом, нежели, если не проводить с ними подобных бесед. Вследствие чего становится очень значимым поддержка вхождения молодого поколения в суровый и реальный мир действительности вооруженными знаниями курса ОБЖ в области криминогенной безопасности.
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1