Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КУРСЕ ОБЖ 7-го КЛАССА

Опубликовано 14.11.2015

Злочевская Л. И.,

Обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и охватывает как урочное, так и внеурочное время, что позволя­ет создать оптимальные условия для подготовки школьников. Экологическая безопасность, как междисциплинарная отрасль знаний, занимает опреде­ленный уровень в системной организации современной науки, входит в систему государ­ственной безопасности Российской Федерации. 

Злочевская Л. И.,

Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КУРСЕ ОБЖ 7-го КЛАССА

В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную ак­тивность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Но уроки в школе не всегда направлены на получение знаний, ценных с практической точки зрения. Отличное знание законов Ньютона в физике, процесса фотосинтеза в биоло­гии, логарифмов и уравнений в математике не всем оказываются полезными в жизни. Но эти предметы стоят на первом месте, им дается максимальное количество часов в учебном про­цессе, а предмет ОБЖ зачастую недооценивают и ставят в ряды второстепенных дисциплин, но именно он является одним из значимых в дальней судьбе молодого поколения. Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным.

С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от кримино­генных элементов, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникно­вения военного конфликта, риск несчастного случая. В последнее время угроза для безопас­ности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного со­стояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызы­вает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обу­словленных заболеваний.

Одной из главных задач общеобразовательной школы должна стать передача учащимся специальных знаний, формирование у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и охватывает как урочное, так и внеурочное время, что позволя­ет создать оптимальные условия для подготовки школьников.

Экологическая безопасность, как междисциплинарная отрасль знаний, занимает опреде­ленный уровень в системной организации современной науки, входит в систему государ­ственной безопасности Российской Федерации. В Федеральном законе «Об охране окружа­ющей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г, экологическая безопасность рассматривается как со­стояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от воз­можного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера, их последствий .

В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. В связи с этим, большое внимание должно уделяться непрерывному экологическому образо­ванию, юридические аспекты которого прописаны в этом же законе.

В стандартах второго поколения значимость экологической составляющей учебного предмета ОБЖ значительно усилена и является одной из приоритетной составляющей, где «Ос­новы безопасности жизнедеятельности» способствуют формированию культуры безопасности жизнедеятельности и развитию личностных качеств, которые обеспечивают защищенность жиз­ненно важных интересов человека от воздействия внешних и внутренних угроз.

Программа курса ОБЖ в 7 классе включает в себя такие вопросы экологического характе­ра, как, например: стихийные и случайные нарушения среды жизни (природные, природно-антропогенные бедствия, техногенные аварии и катастрофы), теория риска, несчастные слу­чаи, загрязнение среды (физическое, в том числе радиоактивное, химическое, биологическое, информационное) тоже входят в структуру экологического цикла знаний.

Таким образом, уроки ОБЖ в школе имеют свои особенности, где главной целью этих за­нятий является воспитание активного и здравомыслящего человека, готового и способного противостоять опасностям природного, техногенного и социального происхождения.

Не секрет, что дети в среднем звене не любят предмет ОБЖ. Они считают его скучным, неинтересным. В виду своих возрастных особенностей на первом месте у подростков лич­ностные взаимоотношения, социальное окружение и все, то другое, что не требует знаний экологической безопасности. Дети просто уверены, что с ними ничего не случится, а в жизни есть более интересные мероприятия, чем ОБЖ.

Как же вызвать у учащихся живой интерес к предмету, заставить их заботиться о своей экологической безопасности?

Принуждать детей нельзя!

Для успешного формирования знаний, умений по экологической безопасности, ценностного отношения к природе необходимо правильно мотивировать учащихся. Заинтересовать школь­ников можно различными способами: выбором творческих заданий, сменой методов обучения, интересными фактами, а также возможностью моделировать различные чрезвычайные ситуа­ции, с которыми ученики могут встретиться в жизни.

Нужны такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за ре­зультаты учебного труда.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной це­лью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обос­нованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, кото­рые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким ос­новным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой зада­чи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в каче­стве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Одним из средств, способствующих формированию у школьников знаний и умений, необходимых для грамотных действий в опасных и чрезвычайных ситуаци­ях, является игра. В игре ребенок (подросток) развивается как личность, получает новые зна­ния, овладевает необходимыми умениями. Кроме того, у него появляется возможность актуа-лизовать имеющиеся знания, и проверить свои умения и навыки. При этом возрастает воспита­тельный потенциал учебных занятий за счет включения в уроки элементов внеурочной работы (ролевые имитационные игры, использование игровых ситуаций, выполнение учащимися творческих работ и проектов, разновозрастные занятия).

В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, твор­чества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, эмоциональной привлека­тельности, увлечённости, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны.

В ходе игры, у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность их социальной практики, отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе и несущих прямую угрозу жизни и здо­ровью, ситуациях.

Таким образом, умело и грамотно подобранные игровые технологии при формировании экологической безопасности в области ОБЖ могут изменить отношение к сохранению окру­жающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной цен­ности, научить предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников способствовать достижению высоких результатов в умении принимать обосно­ванные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом ре­ально складывающейся обстановки и своих возможностей.

Использование игровых технологий при формировании экологической безопасности мо­жет использоваться в следующих случаях:

• В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.

• Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний:

• виртуальная экскурсия «Факторы, разрушающие здоровье» Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия;

• урок-игра "Планета вулканов» Чрезвычайные ситуации геологического происхожде­ния, их причины и последствия;

• урок - диспут «Огонь - друг или враг человека» Чрезвычайные ситуации биологиче­ского происхождения, их причины и последствия;

• интеллектуальные игры типа «Экологическая кругосветка», «Брейн-ринг»;

• при проведении проблемного урока ОБЖ применяются ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Всезнайки»;

• в качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Игра-домино «Чрезвычайные ситуации природного характера». Закрепление знаний учащихся по изучению ЧС природного характера за курс 7 класса. Как технология внеклассной работы.

Внеклассное мероприятие «Поле чудес» по теме «Пожар»

В качестве примера может служить проведение различных игр по ОБЖ: деловые игры, игры соревнования, игры типа КВН, игры- конкурсы, ролевые игры, турниры, эстафеты, иг­ры - путешествия, мозговая атака, интерьвью, репортаж, игра - сюрприз, «следствие ведут знатоки», брейн-ринг, экологический обзор и др.

В настоящее время экологической безопасности уделяется не малое место в сфере образо­вания, поскольку это является одной из глобальных проблем нашего тысячелетия.

Следовательно, формирование экологической безопасности будет зависеть не только от систематического использования игровых технологий, но и от целенаправленности програм­мы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Составление программ та­ких игр - забота каждого учителя. Игра вызывает у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это - творчество! Это то, что и со­ставляет явление познавательной активности. Собственно, игра вызывает важнейшее свой­ство учения - потребность учиться, знать».

Список литературы

1. Газман, О. С. и др. В школу - с игрой / О. С. Газман и др. - М., 1991.

2. Гин, А. А. Приемы педагогической техники / А. А. Гин. - 2005.

3. Емельянов, В. М. Защита населения в чрезвычайных ситуациях / В. М. Емельянов, В. Н. Коханов, П. А. Некрасов. - М. : Академический проспект. 2003.

4. Занъко, С. Ф. Игра и ученье / С. Ф. Занъко и др. - М., 1992.

5. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе / В. Н. Латчук. - М., 2002.

6. Латчук В. И. "Методическое пособие по ОБЖ" 5-9 классы / В. И. Латчук, В. В. Марков,

А. Г. Маслов. - Дрофа, 2004 г

7. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б. С. Мастрюков. - М. : "Академия", 2003.

8. Пидкасистый, П. И. «Технология игры в обучении» / П. И. Пидкасистый. - М., Просве­щение, 1992.

9. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. /Г. К. Селевко. -М. : НИИ шк. технологий, 2006

10. ФГОС


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте