Злочевская Л. И.,
Обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и охватывает как урочное, так и внеурочное время, что позволяет создать оптимальные условия для подготовки школьников. Экологическая безопасность, как междисциплинарная отрасль знаний, занимает определенный уровень в системной организации современной науки, входит в систему государственной безопасности Российской Федерации.
Злочевская Л. И.,
Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В КУРСЕ ОБЖ 7-го КЛАССА
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Но уроки в школе не всегда направлены на получение знаний, ценных с практической точки зрения. Отличное знание законов Ньютона в физике, процесса фотосинтеза в биологии, логарифмов и уравнений в математике не всем оказываются полезными в жизни. Но эти предметы стоят на первом месте, им дается максимальное количество часов в учебном процессе, а предмет ОБЖ зачастую недооценивают и ставят в ряды второстепенных дисциплин, но именно он является одним из значимых в дальней судьбе молодого поколения. Человек по своей природе стремится к состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным.
С другой стороны, мы постоянно находимся в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных элементов, существует риск заболеть инфекционным заболеванием, риск возникновения военного конфликта, риск несчастного случая. В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний.
Одной из главных задач общеобразовательной школы должна стать передача учащимся специальных знаний, формирование у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и охватывает как урочное, так и внеурочное время, что позволяет создать оптимальные условия для подготовки школьников.
Экологическая безопасность, как междисциплинарная отрасль знаний, занимает определенный уровень в системной организации современной науки, входит в систему государственной безопасности Российской Федерации. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г, экологическая безопасность рассматривается как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий .
В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. В связи с этим, большое внимание должно уделяться непрерывному экологическому образованию, юридические аспекты которого прописаны в этом же законе.
В стандартах второго поколения значимость экологической составляющей учебного предмета ОБЖ значительно усилена и является одной из приоритетной составляющей, где «Основы безопасности жизнедеятельности» способствуют формированию культуры безопасности жизнедеятельности и развитию личностных качеств, которые обеспечивают защищенность жизненно важных интересов человека от воздействия внешних и внутренних угроз.
Программа курса ОБЖ в 7 классе включает в себя такие вопросы экологического характера, как, например: стихийные и случайные нарушения среды жизни (природные, природно-антропогенные бедствия, техногенные аварии и катастрофы), теория риска, несчастные случаи, загрязнение среды (физическое, в том числе радиоактивное, химическое, биологическое, информационное) тоже входят в структуру экологического цикла знаний.
Таким образом, уроки ОБЖ в школе имеют свои особенности, где главной целью этих занятий является воспитание активного и здравомыслящего человека, готового и способного противостоять опасностям природного, техногенного и социального происхождения.
Не секрет, что дети в среднем звене не любят предмет ОБЖ. Они считают его скучным, неинтересным. В виду своих возрастных особенностей на первом месте у подростков личностные взаимоотношения, социальное окружение и все, то другое, что не требует знаний экологической безопасности. Дети просто уверены, что с ними ничего не случится, а в жизни есть более интересные мероприятия, чем ОБЖ.
Как же вызвать у учащихся живой интерес к предмету, заставить их заботиться о своей экологической безопасности?
Принуждать детей нельзя!
Для успешного формирования знаний, умений по экологической безопасности, ценностного отношения к природе необходимо правильно мотивировать учащихся. Заинтересовать школьников можно различными способами: выбором творческих заданий, сменой методов обучения, интересными фактами, а также возможностью моделировать различные чрезвычайные ситуации, с которыми ученики могут встретиться в жизни.
Нужны такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Одним из средств, способствующих формированию у школьников знаний и умений, необходимых для грамотных действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, является игра. В игре ребенок (подросток) развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме того, у него появляется возможность актуа-лизовать имеющиеся знания, и проверить свои умения и навыки. При этом возрастает воспитательный потенциал учебных занятий за счет включения в уроки элементов внеурочной работы (ролевые имитационные игры, использование игровых ситуаций, выполнение учащимися творческих работ и проектов, разновозрастные занятия).
В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлечённости, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны.
В ходе игры, у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность их социальной практики, отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе и несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях.
Таким образом, умело и грамотно подобранные игровые технологии при формировании экологической безопасности в области ОБЖ могут изменить отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности, научить предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников способствовать достижению высоких результатов в умении принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Использование игровых технологий при формировании экологической безопасности может использоваться в следующих случаях:
• В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.
• Например, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний:
• виртуальная экскурсия «Факторы, разрушающие здоровье» Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия;
• урок-игра "Планета вулканов» Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия;
• урок - диспут «Огонь - друг или враг человека» Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия;
• интеллектуальные игры типа «Экологическая кругосветка», «Брейн-ринг»;
• при проведении проблемного урока ОБЖ применяются ролевые игры, где учащиеся получают роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Всезнайки»;
• в качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Игра-домино «Чрезвычайные ситуации природного характера». Закрепление знаний учащихся по изучению ЧС природного характера за курс 7 класса. Как технология внеклассной работы.
Внеклассное мероприятие «Поле чудес» по теме «Пожар»
В качестве примера может служить проведение различных игр по ОБЖ: деловые игры, игры соревнования, игры типа КВН, игры- конкурсы, ролевые игры, турниры, эстафеты, игры - путешествия, мозговая атака, интерьвью, репортаж, игра - сюрприз, «следствие ведут знатоки», брейн-ринг, экологический обзор и др.
В настоящее время экологической безопасности уделяется не малое место в сфере образования, поскольку это является одной из глобальных проблем нашего тысячелетия.
Следовательно, формирование экологической безопасности будет зависеть не только от систематического использования игровых технологий, но и от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Составление программ таких игр - забота каждого учителя. Игра вызывает у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это - творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно, игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, знать».
Список литературы
1. Газман, О. С. и др. В школу - с игрой / О. С. Газман и др. - М., 1991.
2. Гин, А. А. Приемы педагогической техники / А. А. Гин. - 2005.
3. Емельянов, В. М. Защита населения в чрезвычайных ситуациях / В. М. Емельянов, В. Н. Коханов, П. А. Некрасов. - М. : Академический проспект. 2003.
4. Занъко, С. Ф. Игра и ученье / С. Ф. Занъко и др. - М., 1992.
5. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе / В. Н. Латчук. - М., 2002.
6. Латчук В. И. "Методическое пособие по ОБЖ" 5-9 классы / В. И. Латчук, В. В. Марков,
А. Г. Маслов. - Дрофа, 2004 г
7. Мастрюков, Б. С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Б. С. Мастрюков. - М. : "Академия", 2003.
8. Пидкасистый, П. И. «Технология игры в обучении» / П. И. Пидкасистый. - М., Просвещение, 1992.
9. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. /Г. К. Селевко. -М. : НИИ шк. технологий, 2006
10. ФГОС
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.