Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ БЖ

Опубликовано 08.11.2015

Авдеева Н. В.,

Основной составляю­щей подготовки бакалавров педагогического образования является научно-методическая де­ятельность как база технологического обеспечения студентов в выборе приоритетных и пе­дагогически обоснованных методов, форм и средств обучения. В связи, с чем разработка ме­тодов формирования и развития методической компетентности бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, является стратегически важным направлением для развития методической деятельности бакалавров педагогического образо­вания в области безопасности жизнедеятельности.

Авдеева Н. В.,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Большое значение в обеспечении мобильности бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности имеет методическая подготовка студентов к преподаванию в образовательных учреждениях разного типа и уровней. Основной составляю­щей подготовки бакалавров педагогического образования является научно-методическая де­ятельность как база технологического обеспечения студентов в выборе приоритетных и пе­дагогически обоснованных методов, форм и средств обучения. В связи, с чем разработка ме­тодов формирования и развития методической компетентности бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, является стратегически важным направлением для развития методической деятельности бакалавров педагогического образо­вания в области безопасности жизнедеятельности.

Обязательность образования в области безопасности жизнедеятельности определяется но­выми образовательными стандартами, которые внедряются в общеобразовательной и про­фессиональной школе. Таким образом, изменения требований к результатам профессиональ­ной подготовки бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедея­тельности, с другой стороны, и условиями их подготовки, с другой. Учитывая, компетент-ностно-ориентированный подход определяем основные компетенции, перечисленные в ФГОС ВПО бакалавра «Педагогического образования», формирующие группу методической компетентности: ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-13, ОПК-1, ОПК-4, ПК-7, ПК-9 [12].

Методическая компетентность является одним из ведущих факторов, обуславливающих успешность профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования в обла­сти безопасности жизнедеятельности. Подготовка к методической работе студентов образо­вания в области безопасности жизнедеятельности в данном контексте включает формирова­ние у них умений наблюдать, анализировать педагогические процессы и решать педагогиче­ские задачи.

Проблемой обоснования структуры и содержания методической компетентности специа­листов образования, ее организации и внедрения в учебный процесс занимались многие ис­следователи Н. О. Верещагина, Э. М. Киселева, И. Е. Малова, Е. В. Пискунова, Р. И. Попова, Н. В. Соловова, В. П. Соломин, А. В. Тряпицын и др.[2,3,4,5,7,8,10,11]. Так Н. О. Верещаги­на отмечает, что роль методического образования не давать готовые знания и рецепты кон­кретных действий в той или иной ситуации, а подготовить будущего специалиста к решению возникающих проблем разного характера, создать основу для его непрерывного самообразо­вания и самосовершенствования, самосовершенствования и саморазвития [1].

Е. В. Пискунова считает, что основанием построения нового «методического рисунка ву­зовского образовательного процесса» является осмысление модели человека труда, превали­рующей в постиндустриальном обществе, согласно которой основной способ профессио­нальной деятельности, ведущий к самоизменению и саморазвитию, состоит в том, чтобы проектировать средства и способы содействия с другими людьми в процессе совместно-разделенной деятельности. [6, с. 6-7].

Однако в настоящее время нет какой-либо разработанной специальной методики форми­рования и развития методической компетентности бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, которая бы готовила будущего специалиста об­разования в области безопасности жизнедеятельности к решению возникающих педагогиче­ских проблем разного уровня.

Говоря о формировании и развитии методической компетентности бакалавров педагоги­ческого образования, рассмотрим структуру содержание методической компетентности, определяющих эффективное ее формирование в области безопасности жизнедеятельности. Использование преподавателями современных образовательных технологий, направленных на изменение характера образования от простого усвоения суммы знаний, умений и способ­ностей (компетенций) к организации методической деятельности бакалавров, определяется компетентностно-ориентированным подходом. Сквозь призму, которого мы рассматриваем возможность организации методической подготовки бакалавров педагогического образова­ния в области безопасности жизнедеятельности, где условиями его реализации выступают следующие признаки:

- мобильность знаний у студентов теоретико-методических основ педагогического обра­зования и получение практических навыков учебно-методической деятельности в области безопасности жизнедеятельности;

- приобретение профессиональных способностей к выполнению функциональных обязан­ностей специалиста образования в области безопасности жизнедеятельности;

- умение решать практические образовательные проблемы на основе владения методиче­ской компетентностью в области безопасности жизнедеятельности.

Реализация компетентностно-ориентированного обучения обогащает практику содержа­ния образования, где приобретение профессиональных знаний и умений обучающимися яв­ляется не целью образования, а средством развития и формирования методической компе­тентности бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельно­сти. Для достижения этой цели важно разработать теоретическую модель формирования и развития методической компетентности бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности, где содержание методической деятельности меняется в зависимости от образовательных целей и задач в системе профессиональной деятельности студентов является обеспечение их академической мобильности и участие в методической работе.

Методическая компетентность студентов в области безопасности жизнедеятельности со­держит несколько компонентов методической деятельности бакалавров педагогического об­разования в области безопасности жизнедеятельности (рис. 1).

 

Рис. 1. Компоненты методической компетентности бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Перечисленные выше структуре отражены основные компоненты методической компе­тентности бакалавров педагогического образования, такие как:

- теоретико-методический (формирование информационного пакета на основе содержа­ние учебных дисциплин формирующих методику обучения и воспитания специалистов обра­зования в области безопасности жизнедеятельности);

- практико-ориентированные (знакомство со спецификой педагогической работы образо­вательных учреждений разного типа; подборка методического материала, как развитие навыков педагогической деятельности, осуществлять выбор идей, теорий, педагогических технологий, способы учебной и будущей профессиональной деятельности в области без­опасности жизнедеятельности);

- средства и формы реализации (применение различных технологий обучения, ориентиро­ванных на развитие методических компетенций бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности);

- образовательный результат (предполагает обеспечение такого уровня методической компетентности выпускника, как самостоятельность действовать в профессиональной и со­циальной сфере).

Реализация методического образования обогащает практику содержания методики обу­чения и воспитания бакалавров безопасности жизнедеятельности, где приобретение знаний и умений обучающимися является не целью образования, а средством развития в области без­опасности жизнедеятельности.

В связи с этим, успешность формирования и развития методической компетентности ба­калавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности зависит от получения обратной связи, как от студентов, так и от педагогов. Элементами обратной связи мы считаем: проведение семинарских занятий, которое предполагает активную само­образовательную методическую работу студента по освоению основной образовательной программы; студенческих научно-методических конференций; диагностика знаний студен­тов в области методики обучения безопасности жизнедеятельности; организация и посеще­ние педагогической практики в разных образовательных учреждениях.

Использование преподавателями современных образовательных технологий, направлен­ных на изменение характера образования от простого усвоения суммы знаний, умений и спо­собностей (компетенций) в отношении формирования и развития методических компетенций бакалавров педагогического характера в области безопасности жизнедеятельности. Учитывая компетентностно-ориентированный подход, мы определяем следующие условия реализации теоретической модели формирования и развития методической компетентности специали­стов образования в области безопасности жизнедеятельности:

- развитие у студентов профессиональных умений в процессе их методической подготов­ки в области безопасности жизнедеятельности;

- мотивация специалистов образования к профессиональной деятельности;

- определение средств и методов, обеспечивающих диагностику сформированности мето­дической компетентности бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

В заключении следует отметить, что содержание и организация процесса формирования и развития методической компетентности специалистов образования в области безопасности жизнедеятельности может быть полностью реализовано в процессе изучения учебной дисци­плины «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности».

Список литературы

1. Верещагина, Н. О. Методическая подготовка бакалавров и магистров образования в об­ласти наук о земле в педагогическом вузе: гуманитарные основы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 25-30.

2. Загривная, Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в про­цессе профессиональной деятельности / Т. А. Загривная. [Электронный ресурс]: Дисс... канд.

пед. наук. - СПб: РГБ, 2006 - 178 с.

3. Киселева, Э. М. Развитие интеллектуальных исследовательских умений в профессио­нальной компетентности магистров в области безопасности жизнедеятельности. Мир науки, культуры, образования. Международный научный журнал. Горно-Алтайский государствен­ный университет / Э. М. Киселева. № 3, (34), июнь 2012. С. 96-98.

4. Майер, А. А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образова­ния // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением / А. А. Майер. - 2007. -№ 1(35). - С.4-8.

5. Малова, И. Е. Непрерывная методическая подготовка учителей математики к осуществ­лению личностно ориентированного обучения учащихся / И. Е. Малова. . Брянск, 2003. 225 с.

6. Пискунова, Е. В. Повышение квалификации в современной социокультурной ситуации. // Сб. ст.: Зарубежный опыт повышения квалификации учителей. - СПб., 2005. - С. 6-29.

7. Попова, Р. И. Аспекты методической подготовки магистров педагогического образова­ния в области безопасности жизнедеятельности Вестник Томского государственного педаго­гического университета / Р. И.Попова. Выпуск № 11 (126) / 2012 - С.54-58.

8. Попова, Р. И. Формирование методических компетенций магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / Р. И.Попова. // Научное мнение № 4, 2012 г.

9. Соловова, Н. В. Методическая компетентность преподавателя вуза Вестник Балтийско­го федерального университета им. И. Канта / Н. В. Соловова. № 5 / 2010 С.52-59

10. Соломин, В. П. Гуманитарные технологии как инновации в образовании // В. П. Соло­мин / Вестник Томского гос. Пед. университета 201.1 Вып. 4 (106) С. 124-128.

11. Тряпицын, А. В. Исследование методической компетентности преподавателя высшей школы // А. В. Тряпицын / Человека и образование № 3-4 / 2007. - С. 119-122.

12. ФГОС ВПО Педагогическое образование 2010 г. - www.edu.ru


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте