Багмет С. А.,
Одним из важнейших сегментов предметного поля высшего уровневого педагогического образования является профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности» в рамках направления подготовки «Педагогическое образование». В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена накоплен существенный научно-практический опыт в процессе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, требующий осмысления и обобщения.
Багмет С. А.,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия
СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВАРИАТИВНОГО МОДУЛЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ В ТЕХНОСФЕРЕ» В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современный этап социально-экономического развития современного общества, ознаменовавшийся коренными изменениями в сфере высшего профессионального образования, выдвинул перед ним ряд принципиально новых требований и задач. В особой степени это касается системы высшего уровневого педагогического образования, которое является важнейшим фактором сохранения и обогащения социокультурных ресурсов России и отвечает за воспроизводство всей образовательной системы в целом.
В данном контексте вполне закономерным явились становление новой философии высшего педагогического образования, перестройка его методологических и идеологических оснований, смена образовательной парадигмы с установкой на уровневое образование.
Между тем, одним из важнейших сегментов предметного поля высшего уровневого педагогического образования является профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности» в рамках направления подготовки «Педагогическое образование». В Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена накоплен существенный научно-практический опыт в процессе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, требующий осмысления и обобщения.
Это предполагает, в первую очередь, рассмотрение вопросов организации образовательного процесса подготовки бакалавров в условиях реализации компетентностного подхода, что предусматривает встраивание вариативных практико-ориентированных образовательных модулей в профессиональный блок подготовки будущих педагогов в области безопасности жизнедеятельности. Теоретико-методическими особенностями данной системы организации обучения является вариативность, нелинейность, индивидуально-ориентированный способ освоения профессиональных компетентностей.
Рассмотрим становление профессиональных компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе освоения вариативного практико-ориентированного образовательного модуля «Безопасность жизни в техносфере».
Результат профессиональной подготовки бакалавров по заявленному вариативному модулю в условиях современных инновационных требований, достигается путем использования личностно-ориентированного подхода, который позволяет осуществлять индивидуализацию обучения студентов в процессе изучения теоретического материала. Соответственно, категория «индивидуализация обучения» рассматривается как стратегия обучения студентов, представленная в следующих направлениях:
- от минимальной дифференциации до полностью индивидуального обучения с преобладанием интерактивных форм;
- различные варианты содержания вариативной части практико-ориентированного образовательного модуля, индивидуальные темпы продвижения в его усвоении, различия в требуемом уровне знаний;
- использование индивидуального обучения по инвариантной и вариативной частям прак-тико-ориентированного образовательного модуля, по всем учебным дисциплинам и курсам, по отдельным частям учебного содержания [1].
Следовательно, использование личностно-ориентированного подхода возможно при нелинейной организации учебно-воспитательного процесса характеризуется следующими особенностями:
- мобильное и гибкое планирование учебного содержания;
- участие студентов в формировании своего образовательного маршрута (вариативная часть практико-ориентированного образовательного модуля);
- введение системы оценки студентов по каждому виду их деятельности;
- установление оптимального соотношения аудиторной и самостоятельной (внеаудиторной) нагрузки студентов;
- использование балльной системы для оценки усвоения студентами учебного материала [3].
При «нелинейной» организации образовательного процесса отбор содержания вариативного практико-ориентированного образовательного модуля «Безопасность жизни в техносфере» необходимо проводить с учетом того, что инвариантная часть составляет 70 % учебного времени. В связи с этим, по степени обязательности и последовательности изучения теоретического содержания практико-ориентированного образовательного модуля в системе подготовки бакалавров образования можно выделить три группы учебных курсов:
• группа дисциплин (курсов) «а», изучаемых обязательно и строго последовательно во времени;
• группа дисциплин (курсов) «б», изучаемых обязательно, но не последовательно во времени;
• группа дисциплин (курсов) «в», которые слушатель изучает по своему выбору (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 09. 03. 2004 № 1555-357 ин / 15).
Основной исходной нашей позицией для определения логики конструирования вариативных практико-ориентированных образовательных модулей является единые в смысловом плане теоретической части учебного материала в объеме от 10 до 20 зачетных единиц. При этом в содержании модулей выделяют инвариантную и вариативную части учебной информации примерно в соотношении 70 % и 30 %.
Теоретическое содержание вариативного практико-ориентированного образовательного модуля «Безопасность жизни в техносфере» выстроено по концентрическому принципу и включает пять учебных курсов в объеме 18 зачетных единиц (з. е.), ориентирующих студентов на овладение общекультурными компетенциями (ОК - 11) и профессиональными компе-тенцими (ПК - 7) для решения профессиональных задач.
При этом объединение учебного содержания осуществлялось не в рамках самостоятельных циклов, компонентов циклов, образовательных дисциплин и курсов, а в новой логической структуре — модуле (таблица 1).
Таблица 1
Примерная структура вариативного практико-ориентированного образовательного модуля «Безопасность жизни в техносфере»
Компоненты учебного модуля |
Учебные курсы/ группа курсов |
Трудоемкость (акад. час) |
Кредиты (з. е.) |
Аудиторные часы (акад. час) |
Инвариантная часть модуля |
Курс 1 А или В 144часов |
5 (з. е.) 72/72часов |
||
Курс 2 А или В 144часов |
5 (з. е.) 72/72часов |
|||
Курс 3 А или В 108часов |
4 (з. е.) 54/54часов |
|||
Вариативная часть модуля |
Курс 4 С 108часов |
3 (з. е.) 54/54часов |
||
Курс 5 С 72 часов |
2 (з. е.) 36/36 часов |
|||
Итоговая аттестация по модулю 72 часов |
3 кредита |
Приведенные курсы, как структурные компоненты вариативного практико-ориенти-рованного образовательного модуля, преемственно связаны между собой и встраиваются в учебный план подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности на 3 - 4 курсах (таблица 2).
Таблица 2
Структурно-содержательная модель инновационного модуля «Безопасность жизни в техносфере»
Название учебного курса ФГОС ВПО и группа курсов (семестр) |
Количество часов, в том числе зачетных единиц |
1. Глобальные проблемы человечества / А ( 5 сем.) |
108 часов (3 з. е. + экз.) |
2. ЧС природного характера и защита от них / А (5-6 сем.) |
144 часов (4 з. е + экз.) |
3. ЧС техногенного характера и защита от них / А (7-8 сем.) |
144 часов (4 з. е. + экз.) |
4 а. Правовые основы природопользования / С ( 1-8 сем.) |
108 часов (3 з. е.) |
5 а. Защита и сохранение культурного наследия /С (1-8 сем.) |
72 часа (2 з. е.) |
Итоговая аттестация по модулю |
108 часа / 3 (з. е.) |
В содержании представленного вариативного практико-ориентированного образовательного модуля «Безопасность жизни в техносфере» акцент подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности делается на развитие профессиональных компетенций. При этом «профессиональные компетенции», по мнению педагогов исследователей В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной, определяют как совокупность базовых и специальных компетентностей. При этом базовые компетентности, отражающие специфику профессиональной деятельности, определяют направление подготовки педагога (ПК - 7-готов к обеспечению охраны жизни и здоровья, обучающих в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности). Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной области знаний (ОК - 11 - готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий), то есть определяют специализацию данной основной образовательной программы [2].
Приведенная выше содержательная модель вариативного практико-ориентированного образовательного модуля «Безопасность жизни в техносфере» структурно-логическое построение учебного содержания основной образовательной программы подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.
Список литературы
1. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена: Методические материалы СПб. : изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. Проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой, проф. А. П. Тряпицыной. -
СПб. : изд - во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
3. Станкевич П. В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования. Монография. - СПб. : изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1