Богданова Т. А.,
В соответствии с базисным планом, принятым в 2004 г., объем часов отведенных на эти дисциплины сокращается, поэтому учителя стараются уделить больше внимания содержанию основных тем своего предмета в ущерб экологическим знаниям. В среднем учащийся проходит не более одной экологической темы в год, что недостаточно для формирования экологического мировоззрения и формирования осознанной мотивации к решению экологических проблем» (из резолюции конференции).
Богданова Т. А.,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Согласно резолюции конференции (подготовленной: О. Пермяковой, М. Почитаевой, А. Зименко) «Экологическая модернизация России - роль науки и гражданского общества» (пос. Дубровский, Московская область, 25-26 октября 2010 г.) экологическая напряженность в мире и в России растет с каждым годом. Серия глобальных и локальных экологических катастроф, произошедших за последние годы, свидетельствует о повсеместном увеличении экологических рисков и снижении экологической безопасности.
«Подавляющая часть населения не обладают элементарными экологическими знаниями, большинство руководителей не считают экологические проблемы первостепенными, и, следовательно, не руководствуются экологическими принципами в принятии решений. Таким образом, в настоящее время ценности сохранения окружающей среды не входят в разряд приоритетных практически у всех слоев населения» (из резолюции конференции).
«Умение успешно разрешать нестандартные ситуации и стремление принимать личное участие в решении существующих экологических проблем является важнейшим фактором воспитания экологической культуры граждан. Выполнение поставленной задачи осуществимо в рамках системы сформированного в 1990-е годы всеобщего, многоуровневого, непрерывного экологического образования и воспитания. В настоящее время в системе школьного образования, экологические знания даются в рамках предметов естественнонаучного цикла (в разделах биологии, географии, химии, безопасности жизнедеятельности). В соответствии с базисным планом, принятым в 2004 г., объем часов отведенных на эти дисциплины сокращается, поэтому учителя стараются уделить больше внимания содержанию основных тем своего предмета в ущерб экологическим знаниям. В среднем учащийся проходит не более одной экологической темы в год, что недостаточно для формирования экологического мировоззрения и формирования осознанной мотивации к решению экологических проблем» (из резолюции конференции).
«Новый базисный план предусматривает ведение экологии в качестве самостоятельной дисциплины, но только в специализированных, профильных классах или в виде элективных курсов экологической тематики предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Но на практике при выборе профиля школа руководствуется запросами учащихся и их родителей, и
поэтому наиболее популярными являются гуманитарный профиль (в рамках которого более углубленно изучается иностранный язык) и математический с изучением информатики. Естественнонаучный профиль либо не выбирают вообще, либо классы этого профиля формируются из наименее подготовленных учеников» (из резолюции конференции).
Мы предлагаем начинать осуществлять предпрофильную подготовку с целью выбора будущей профессии в области экологической безопасности учащимися школ как можно раньше. В рамках нашей выпускной квалификационной работы «Организация предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов по экологической безопасности» нами предпринята попытка реализовать эту подготовку через введение элективного курса «Основы экологической безопасности и рационального природопользования» (20 ч), который был уже успешно опробован в рамках магистерского исследования Буянтуевой Д. Б. в ряде школ Агинского округа [2].
Введение данного курса в предпрофильном обучении считаем актуальным не только с целью повышения общего уровня экологической культуры, но и для дальнейшего определения будущей профессии учащимися в естественнонаучном ключе в области экологической безопасности. Т.к. в современном сложном, полном противоречий мире, экологические проблемы приобрели глобальные масштабы и любая деятельность человека, и главным образом хозяйственная, влияет на состояние окружающей среды. Особенно остро стоят проблемы чистой воды, атмосферного воздуха, загрязнения почвы, состояния здоровья человека в г. Санкт-Петербурге(СПб) и Ленинградской области (ЛО). Необходимо принимать меры по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения; сохранению разнообразия живых организмов; сбережению генофонда планеты [1, 4, 5, 7, 10].
Целью предлагаемого элективного курса является: Подготовка экологически грамотного молодого поколения, способного видеть последствия воздействия промышленного производства на окружающую среду и умеющего соотносить хозяйственную деятельность с законами природы.
Важнейшими задачами курса являются:
• защита природной среды;
• углубление экологических знаний;
• углубленная подготовка учащихся в области биологии человека, экологии и экологической безопасности;
• формирование гуманного отношения к природе, к своему краю, планете в целом;
• изучение основных экологических принципов взаимодействия человека и природы;
• развитие познавательных интересов;
• формирование системы знаний, понимание жизненных, экологических ситуаций, умение принимать грамотные решения;
• формирование интереса обучающихся к поисково-исследовательской работе;
• обучение навыкам и приемам исследования окружающей среды, работе в лаборатории;
• создание мотивов долгосрочной работы в направлении оценки состояния окружающей среды и влияние ее на здоровье человека;
• создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности или отказался от него;
• помочь учащимся, совершивших первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ним;
• обучение навыкам работы с научными источниками, дополнительной литературы. Весь учебный материал иллюстрируется нами учащимся на примере их родного края,
т. к. краеведческий принцип особенно важен в вопросах освещения экологических проблем разного уровня - локальные проблемы в большей мере затрагивают эмоциональную сферу учащихся, в то время как региональные и глобальные их разум. Осознание причин и следствий местных экологических и экономических проблем требует понимания их взаимосвязи с региональными, глобальными проблемами
Наиболее действенный и деятельный характер в воспитании имеет максимальный учет локальных условий, адекватно от региональных особенностей природы ближайшего к школе окружения в содержании и организации различных форм работы школы в данной области. При этом создаются условия для познания природной среды, экологических систем, ландшафта, географических особенностей и экономики родного края. Конкретная характеристика природного состояния включает также анализ местной экологической базы, производственных отраслей в совокупности с выяснением причин возникновения экологических и экономических проблем, а также участие школьников в их разрешении. Краеведческий подход требует опоры на национальные и историко-культурные традиции в отношении поколения к природе, деятельности по оптимизации сферы жизни: «мыслить глобально, действовать локально» [2, 3, 6, 9].
Этот обобщающий элективный курс позволяет не только систематизировать знания, полученные учащимися при изучении таких школьных предметов как экология и основы безопасности жизнедеятельности, но и подвести выпускников школы к пониманию своей роли в сохранении природы родного края и жизни на Земле.
Также данный элективный курс направлен на повышение интеллектуальных и исследовательских умений учащихся. Многие занятия носят обобщающий, дискуссионный характер, направленный на проверку уже имеющихся знаний у учащихся по вопросам биологии, ОБЖ, экологии и рационального природопользования, а также на поиск материала для подготовки к практическим и семинарским занятиям.
Изучение данного элективного курса происходит с применением лекций, семинарских занятий, а также направлен в большей степени на самостоятельную работу учащихся с использованием дополнительной литературы и практикориентированную деятельность.
Текущий контроль проводится на семинарах, при обобщении и систематизации знаний, итоговый контроль проводится в виде письменной проверочной работы (тестирование).
Курс может быть курсом по выбору или обязательным для классов (школ) экологического профиля, а также может быть факультативным в обычной школе.
Основная тематика элективного курса «Основы экологической безопасности и рационального природопользования» такова:
Введение(3 ч + 1 ч сем. зан.): Единство и гармония человека и природы, противоречивость их взаимодействия. Слагаемые и показатели экологической безопасности. Система экологической безопасности. Антропогенное воздействие на природу на разных этапах развития человеческого общества; экологические кризисы и экологические катастрофы.
Семинар 1: Глобальные экологические проблемы: глобальное потепление климата, проблема истощения озонового экрана планеты, кислотные осадки, демографические проблемы и их последствия, проблема снижения биоразнообразия планеты, проблема истощения минеральных ресурсов планеты и их последствия, загрязнения Мирового океана и др. (доклады учащихся, свободная дискуссия)
Тема 1. Характеристика чрезвычайных экологических ситуаций, их экологические и другие последствия (3 ч). Чрезвычайные ситуации природного характера, их виды, последствия и способы прогнозирования и ликвидации последствий. Чрезвычайные ситуации антропогенного или техногенного характера, их виды, последствия и способы прогнозирования и ликвидации последствий.
Семинар 2: Обобщающее занятие по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (учащиеся готовят проекты с презентациями по определённым ЧС, где предлагают различные пути и методы недопущении, и если ЧС произошла, пути ликвидации последствий этой ЧС через снижения ущерба для окружающей среды и здоровья людей).
Тема 2. Теория рисков (3 ч.). Основные положения теории рисков. Классификации рисков и категории безопасности. Пути уменьшения рисков. Управление рисками. Экологические риски при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Семинар 3: Примеры расчетов экологических рисков через решения расчетных задач.
Тема 3. Состояние и использование природных ресурсов АБАО (6 ч). Социально-экономическая характеристика региона. Атмосферный воздух. Водные ресурсы. Земельные ресурсы. Лесные ресурсы. Минерально-сырьевые ресурсы.
Семинар 4: Подготовка к проектной деятельности в рамках природоохранительной практической работы с последующим выступлением на общешкольной конференции приуроченной к Дню защиты окружающей седы и недели экологии в школе.
Семинар 5: Освоенность природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, существующие и потенциальные экологические риски нерационального природопользования.
Тема 4. Экологические основы рационального природопользования и природоохранная деятельность (4 ч). Экологизация промышленности, сельского хозяйства, городского (коммунального) хозяйства. Ресурсосберегающие технологии. Переработка отходов и безотходные технологии. Система природоохранных мер.
Семинар 5: Государственное регулирование Охраны окружающей среды и природопользования ЛО и СПб: Природоохранные органы Агинского округа, Управление по Технологическому, Экологическому и атомному надзору Ростехнадзора по ЛО и СПб), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЛО и СПб. Ознакомление и изучение номативно-правовой базы по государственному регулирование Охраны окружающей среды и природопользования ЛО и СПб:
5. Обобщающее занятие (2 ч). Тестирование.
6. Общешкольная конференция в рамках недели экологии в школе. Защита проектов по результатам практической деятельности.
В основе проектной деятельности школьников лежит природоохранительная практическая работа по следующим направлениям:
• секция гидролов «Живая вода» изучает экологическое состояние водоемов;
• секция ботаников и зоологов «Природа в опасности» работает по изучению биологии и ареалов распространения рыб в водоемах СПб и ЛО, различные экологические нарушения;
• секция «Экологическая карта» составляет карты, схемы, диаграммы, таблицы, выпускает газеты, определяет количество загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу и водоемы СПб и ЛО, физические свойства воды, изучает состояние атмосферы с помощью растений-индикаторов;
• секция «Экологической экспертизы». Экология человека анализирует проблемы выживания и жизнедеятельности человека в условиях чрезвычайной экологической ситуации, выявляет благоприятные и опасные для пребывания человека мест СПб и ЛО.
После освоения курса учащиеся должны знать: источники загрязнения окружающей среды; основные загрязняющие вещества; термины основных изучаемых понятий; экологические проблемы своего края, области; правила здорового образа жизни, экологической безопасности; факторы антропогенного воздействия на природную среду, здоровье человека; адаптированные возможности своего организма.
Учащиеся должны уметь: обосновывать влияние экологических факторов; определять содержание нитратов в продуктах питания SO2 растениями-индикаторами; оформлять свои наблюдения; пользоваться научной и дополнительной литературой; готовить сообщения, рефераты и публично выступать; выдвигать предложения, уметь их формулировать.
Ожидаемый результат:
• учащиеся приобретут навыки предпрофильной подготовки, выберут профиль деятельности; сформируется положительная мотивация обучения на планируемый профиль;
• получат представления о состоянии окружающей среды, обогатят свою память зрительными образами антропогенного влияния на природу;
• расширят знания об устойчивом отрицательном изменении окружающей среды и о пути выхода из создавшихся экологических ситуаций;
• научатся вести наблюдения за состоянием природной среды и влиянием ее на здоровье человека, высказывать свое мнение о мероприятиях, направленных на улучшение экологии природы, работать с дополнительной и специальной литературой;
• приобретут навыки и умения в определении загрязнителей;
• познакомятся с современными технологиями, роль которых существенно возрастет на профильном обучении; со спецификой видов деятельности, которые станут в будущем для них ведущими; выбор пути получения образования в профессиональной школе.
Экологически мыслить - это значит осознавать взаимосвязь природы и человека, экологии и экономики, сформировать устойчивые навыки ответственного поведения в природе. Важен новый подход к разработке содержания экологического образования и воспитания [5].
Состояние окружающей среды становится менее благоприятным для существования человека и его здоровья. Причин экологических бедствий множество, они вытекают из различных сфер деятельности человека. Поэтому в этих условиях большую значимость приобретает экологическое воспитание и образование, признанное дать подрастающему поколению элементарное представление о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека, об опасности угрожающей (здоровью) существованию человечества, рациональном природопользовании [1, 3, 4, 5, 8, 10].
Список литературы
1. Алексеев, С. В. Экология: учебник 9 кл. Санкт-Петербург, 2001.
2. Буянтуева, Д. Б. Эколого-краеведческий подход в обучении основам экологической безопасности учащихся старших классов общеобразовательной школы. В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции / Д. Б. Буянтуева, О. В. Силакова. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 62-65.
3. Зверев, И. Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе / И. Д. Зверев. - М. : Просвещение, 1974. - № 4. - С. 69-87.
4. Константинов, В. М. Экологические основы природопользования / В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. - М. : изд-й центр «Академия», 2003 г.
5. Пономарева, И. Н., Соломин В. П. Экологическое образование в российской школе: История. Теория. Методика : учебное пособие / под ред. В. П. Соломина. - СПб. : изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005 г.
6. Силакова, О. В. Методика развития эколого-экономический знаний при обучении общей биологии. / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О. В. Силакова / Санкт-Петербург, 2006
7. Силакова, О. В. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности в образовании школьников и студентов. / В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена / О. В.Силакова. 2010. С. 51 -54.
8. Силакова, О. В. Экологическая безопасность как компонент экологической культуры школьников. / В сборнике: Методология и теория биологического и экологического образования в вузе и школе. - сборник материалов IX Всероссийского методологического семинара. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Факультет биологии, Кафедра методики обучения биологии и экологии; науч. ред. : В. П. Соломин, Н. Д. Андреева. 2009. С. 144-148.
9. Станкевич, П. В. Формирование и развитие экологических и краеведческих знаний во взаимосвязи в курсе биологии 7-8 кл. / П. В. Станкевич. Автореферат дис. ... к. п. н. СПб.,
1994. - 16 с.
10. Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность / Ю. Л. Хотунцев. - Москва, 2002.
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1