Борзова О. И.,
В статье рассмотрены направления, задачи и особенности организации внеурочных занятий по предмету основы безопасности жизнедеятельности
Борзова О. И.,
Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С 80-х годов прошлого столетия стало меняться содержание внеклассной деятельности, начался активный поиск новых подходов к ее организации, что привело не только смене терминов, сколько к ориентации на личность ребенка, на развитие его творческой активности. Эта тенденция получила развитие с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и основного общего образования и определением внеурочной деятельности как значимого направления деятельности образовательного учреждения.
ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности, отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
- учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
- внеурочная деятельность» [7, с. 26].
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы». Будет справедливым утверждение, что внеурочная деятельность учащихся по безопасности жизнедеятельности вносит свой вклад в формирование у учащихся безопасного образа жизни. Безопасный образ жизни человека - основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение жизни [3].
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Школа обладает широкими возможностями для формирования знаний и умений по вопросу безопасности жизнедеятельности учащихся. Эти возможности заложены как в содержании школьных предметов, при изучении которых учащиеся получают сведения о существующих в мире техногенных, природных, социальных опасностях, так и в различных формах внеурочной деятельности учащихся по ОБЖ.
Внеурочную деятельность по безопасности жизнедеятельности мы определяем как форму различной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для проявления и развития их познавательных интересов и творческой самостоятельности, связанную с вопросами организации безопасности личности, общества и государства.
В процессе внеурочных занятий по безопасности жизнедеятельности учащиеся развивают творческие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, углубляют знания по основам безопасности жизнедеятельности, развивают интерес к окружающей природно-социальной среде, учатся применять полученные знания на практике, у них формируется научное мировоззрение, воспитывается культура безопасности жизнедеятельности, формируются качества личности безопасного типа.
Внеурочная деятельность по безопасности жизнедеятельности решает следующие задачи:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности по предотвращению актов терроризма, потребности ведения здорового образа жизни;
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Различают два направления внеурочной деятельности по ОБЖ:
- работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по ОБЖ;
- работа с учащимися, проявляющими интерес к ОБЖ.
Но можно выделить ещё и третье направление: работа с учащимися по развитию интереса в изучении ОБЖ.
Основной целью первого направления является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Цели второго направления внеурочной деятельности по ОБЖ могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового ученики так, например:
- развитие и углубление знаний по программному материалу;
- привитие учащимся навыков исследовательской работы;
- развитие представлений о практическом применении знаний по ОБЖ;
- способствование выбору будущей профессии [2, с. 61].
- К формам внеурочной деятельности по ОБЖ относятся:
- кружки по военно-технической и профессиональной подготовке («Юный стрелок», «Юный инспектор дорожного движения, «Юный пожарный» и др.);
- секции по прикладным видам спорта (спортивное ориентирование, пожарно-прикладной спорт, самбо и др.);
- тематические викторины, КВН [6];
- смотры-конкурсы («А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!» и др.);
- спортивные мероприятия прикладной направленности (по медико-санитарной подготовке; по прикладной физической подготовке; по военно-прикладным видам спорта; военизированные эстафеты; военно-спортивные игры «Зарница», «Орленок» и др.; военно-спортивные праздник «День защитника Отечества», «Школа безопасности», «День защиты детей» и др.);
- тематические экскурсии;
- встречи с ветеранами Вооруженных сил РФ, Героями России, работниками военкоматов, органов ГО и ЧС, МВД, ГИББД, медицины;
- туристические походы с выполнением практических заданий по теме «Безопасность туристического путешествия и оказания первой помощи» и др.;
- олимпиады по ОБЖ [5, с. 39].
Анализ особенностей организации внеурочной деятельности учащихся по безопасности жизнедеятельности, по-нашему мнению, был бы неполным без учета личностных и профессиональных качеств учителя ОБЖ. Достаточно много учителей, обучающих предмету ОБЖ, являются совместителями, для которых предмет ОБЖ является дополнительным, не основным [4]. Недостаточное обеспечение методической литературой затрудняет подготовку учителя не только к уроку ОБЖ, но и к организации внеурочной деятельности. Снижается мотивация к проведению внеурочных занятий у педагога, снижается и интерес у учащихся к предмету ОБЖ. В подобных случаях рекомендуется проводить внеурочные мероприятия, в которых присутствуют элементы содержания как предмета ОБЖ (совмещаемого), так и основного для учителя предмета (географии, физики, химии, физической культуры и др.).
Все виды внеурочных занятий выходят за рамки учебной работы по ОБЖ. Однако они являются неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития учащихся разных классов. Организация этой деятельности в школе служит одним из критериев творческой работы учителя, показателем его педагогического мастерства и профессиональной ответственности [1, с. 134].
Список литературы
1. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие для студентов / С. В. Абрамова. Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2012. 244 с.
2. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: книга для учителя / В. Б. Бондаревский. М. : Просвещение, 1985. 144 с.
3. Гафнер, В. В. Безопасный образ жизни: Как его сформировать учителю? От теории к практике // В. В. Гафнер. / Народное образование. 2014. № 3, с. 186-192
4. Гафнер, В. В. Совмещение преподавания: «за» и «против». Совмещение преподавания нескольких учебных предметов как препятствие становления профессиональной компетентности педагога // В. В. Гафнер / ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. №12. С. 53-55.
5. Колодницкий, Г. А. Внеклассная работа по ОБЖ // Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецова / ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. № 11. С. 39-48
6. Михайлов, А. А. Игровые занятия в курсе ОБЖ. 5-9 классы : методическое пособие / А.А. Михайлов. М. : Дрофа, 2009. 80 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. : Просвещение, 2011. 48 с.
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1