Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЖ

Опубликовано 08.11.2015

Абрамова С. В.,

Станкевич П. В.,

Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде то­го или иного образовательного учреждения. Ранее усилия высшего образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, само­стоятельной, творческой, компетентностной личности будущего профессионала. Образователь­ная среда являлась решающим фактором в развитии личности, при этом обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает её для себя.

Абрамова С. В.,

Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск, Россия

Станкевич П. В.,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде то­го или иного образовательного учреждения. Ранее усилия высшего образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, само­стоятельной, творческой, компетентностной личности будущего профессионала. Образователь­ная среда являлась решающим фактором в развитии личности, при этом обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает её для себя. В научной философской, психолого-педагогической литературе рассматривается проблема созда­ния и использования образовательных возможностей среды в формировании личности, выделя­ются различные типы среды: социальная, культурная, образовательная, развивающая, гумани­тарная, педагогическая, окружающая, техногенная, жизненная и др. [2].

Современная образовательная среда строится с учетом множества факторов, влияющих на структуру, содержание и применяемые образовательные технологии и представляет собой достаточно трудозатратный научно-исследовательский процесс.

Как и всякая среда, образовательная среда порождается теми компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном вза­имовлиянии с образованием, системами обучения, их методическими системами. Многие из этих компонентов (факторов влияния) создаются самим образованием, другие предоставля­ются внешней средой. Поэтому образовательную среду составляют и внутренние, и внешние факторы по отношению к образованию.

Развитие современной образовательной среды обусловлено следующими факторами:

- во-первых, оно обусловлено развитием высшего образования в аспекте симметричных отношений «преподаватель - знание - компетентность - студент» (в самом общем виде), их взаимодействия и взаимовоздействия;

- во-вторых, особенностью современного образования является информатизация, вслед­ствие чего образовательная среда стала информационной, где эти ее свойства являются неразрывно связанными.

Образовательная среда - не новое понятие. Ее связывают с образовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимо­влияние, то есть среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как про­цесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в образовании, интерес к образовательной среде значительно вы­рос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образователь­ной среды также было подвержено переосмыслению, рассмотрению с новых позиций и в но­вых аспектах современного развития общества, науки, технологии и образования.

Образовательная среда определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с со­циальной средой. То есть образовательная среда определяется существенностью воздей­ствия (с прямыми и обратными связями) факторов и условий социальной среды на образова­ние, результаты образовательных процессов, характер межличностных отношений, интел­лектуальное и социокультурное развитие субъекта образовательного процесса.

Современная образовательная среда предоставляет высшему образованию возможности ши­рокомасштабной реализации уровневого образования, применения компетентностного подхода с участием работодателей к построению основных образовательных программ и оценки качества подготовки уровневого специалиста, вариативности образования и формирования индивидуаль­ных образовательных маршрутов (траекторий) студентов и т.д., что, в конечном итоге, позволит осуществить подготовку компетентного, конкурентоспособного специалиста.

В этих условиях бакалавриат представляет собой законченный (базовый) уровень высшего профессионального образования и носит практико-ориентированный характер. По окончании обучения основной образовательной программы, выпускник вуза представляет собой специали­ста, получившего фундаментальную подготовку по направлению подготовки «Педагогическое образование, профиль - безопасность жизнедеятельности» с набором компетенций в профессио­нальной сфере. Профессионал с высшим образованием по ступени бакалавриат вправе занимать все те должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. Однако при этом возникает противоречие с одной стороны, что бакала-виат - это законченная ступень ВПО со сформированными конкретными профессиональными компетенциями, и с другой стороны - в необходимости дальнейшего развития подготовки бака­лавров в условиях уровневой системы - в магистратуре. При этом реализация магистерских об­разовательных программ как ступень образования предусмотрена для ограниченного числа ба­калавров, так как предусматривает более глубокое освоение теоретических аспектов направле­ния подготовки профессионала с высшим образованием и ориентирует обучаемого на научно-исследовательскую деятельность по выбранному направлению и профилям.

В связи с этим в системе профессиональной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности наблюдается смена целевых ориентиров, где на первое ме­сто выступают не сами по себе знания, а способность выпускника применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции [1]. При этом процесс обучения превращается в процесс учения / научения, то есть в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.

Для реализации рассматриваемой в данном контексте системы профессиональной подго­товки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности необходимо разра­ботать и учитывать в образовательном процессе ряд организационно-педагогических усло­вий создания практико-ориентированной образовательной среды.

В рамках данной работы под педагогическими условиями мы понимаем совокупность об­стоятельств процесса практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в обла­сти безопасности жизнедеятельности, способствующих развитию профессиональной компе­тентности для успешного осуществления их профессиональной деятельности.

В этой связи необходимо отметить значимость педагогических условий в оценке качества образовательного процесса. Ряд ученых Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, Т. Я. Яковец и др. определяют педагогические условия как механизм выявления и оценки результатов функци­онирования системы, их соответствия поставленным целям и характеризуют их как основное в управлении образовательным циклом.

В образовательном процессе необходима замена «знаниевой» парадигмы по отношению к высшему образованию на «деятельностную», практико-ориентированную парадигму.

Проведя глубокий теоретический анализ образовательной среды современного вуза нами была определена стратегия ее дальнейшего развития на основе представлений о целях обра­зования, направленная на достижение максимальных значений тех параметров образователь­ной среды (широта, активность, когерентность, интенсивность и т.д.), которые представля­ются наиболее важными для развития практико-ориентированности подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

В этой связи представляется необходимым раскрыть некоторые организационно-педагогические условия повышения рассматриваемых параметров практико-ориентированной образовательной среды (таблица 1).

Таблица 1

Организационно-педагогические условия создания практико-ориентированной

образовательной среды

Параметры практи­ко-ориентированной образовательной среды

Условия повышения параметров для развития практико-ориентированной образовательной среды

Широта образовательной среды

Хорошо развитый механизм социального партнерства:

• экскурсии на предприятия профессиональной направленности;

• предоставление стажерских площадок для обучающихся и преподавателей;

• развитие программы двухстороннего обмена обучающимися и препода­вателями;

• организация общения обучающихся и педагогов с интересными людьми (работодатели, представители общественных организаций и т.д.) в форме бе­сед, круглых столов, дискуссий, мастер-класс;

• организация, конференций, конкурсов профессионального мастерства или других форм массового приема гостей;

• организация клубов по интересам ориентированных на профессиональ­ную деятельность;

• хорошо оборудованные кабинеты и лаборатории в соответствии с тре­бованиями работодателей;

Интенсивность образова­тельной среды

• практико-ориентированные формы и методы образования являются ос­новными в реальной практике педагогов;

• систематическое проведение квалифицированными специалистами со­ответствующей учебно-методической работы с педагогами;

Обобщенность образова­тельной среды

• организация педагогического коллектива для того, чтобы он осознано реа­лизовал единую образовательную стратегию (на данном этапе это развитие прак-тико-ориентированной образовательной среды);

• понимание и поддержка коллективом концепции учебного заведения;

Когерентность образова­тельной среды

• организация при желании выпускников дальнейшего их обучения по профессии или помощи им в трудоустройстве;

• осуществление в соответствии с запросами работодателей подготовки рабочих кадров;

• направление  психолого-педагогической  работы  в образовательном учреждении на развитие у обучающихся личностных и профессиональных ка­честв, необходимых для успеха в современном обществе;

Активность образова­тельной среды

• организация трансляции достижений образовательного учреждения;

• конкурентоспособность    выпускников,    вышедших   из практико-ориентированной образовательной среды;

Мобильность образова­тельной среды

• изменение профиля учебного заведения, ориентированного на совре­менные запросы работодателей;

• организация  целенаправленного   обучения  педагогов современным практико -ориентированным технологиям;

• педагоги меняют свой профиль, пройдя дополнительное профессио­нальное обучение;

• образовательный процесс будет строиться на современных наглядных пособиях и технических средствах обучения.

 

Для поддержания практико-ориентированной образовательной среды необходимо отсле­живать ряд факторов, которые могут негативно сказаться на ее развитии. Данные факторы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Условия и факторы, влияющие на развитие практико-ориентированной образовательной среды подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

Условия, способствующие реализации и разви­тию практико-ориентированной среды

Факторы, негативно сказывающиеся на развитии практико-ориентированной среды

Реализация механизма социального партнерства в ре­альном участии работодателя во взаимовыгодном об­мене ресурсами

Трудность в установлении связей с социальными партнерами

Повышение профессионализма педагогических кадров посредством освоения и понимания: новейших отрас­левых технологий, инновационных педагогических технологий профессионального образования в системе конкретной профессиональной деятельности

Игнорирование педагогическими кадрами новов­ведений

Материально-технические условия представляют ком­плекс научно-технического обеспечения образователь­ного процесса в соответствии с целями и задачами высшего образования

Недостаточные финансовые возможности обра­зовательного учреждения

Образовательные программы должны соблюдать прак-тико-ориентированные параметры

Неправильное распределение часов, не осведом­ленность педагогического коллектива о таких параметрах

Будут разработаны интегрированные образовательные проекты с работодателями;

Нежелание работодателей принимать участие в данных проектах

Организация стажерских площадок для будущих спе­циалистов

Недостаточность площадей и технологического оборудования для проведения различных видов практик

Таким образом, сформулируем определение практико-ориентированной образовательной среды как специально организованное самодвижущееся образовательное пространство, ко­торое реализует социально-коммуникативную, информационно-транслирующую, производ-ственно-деятельностную и профессионально-ориентированную функции и обеспечивает раз­витие у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности профессиональ­но важных компетенций и индивидуально-психологических качеств.

Логическим итогом образовательной деятельности студента в практико-ориентированной образовательной среде является его профессиональное становление, которое может разви­ваться по нескольким направлениям, но основными доминирующими направлениями явля­ются профессионально-теоретическое, профессионально-познавательное и профессиональ­ное воспитание.

Список литературы

1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа // А. Л. Андреев / Педагогика. - № 4. - 2005. - С. 19-27.

2. Минервин, И. Г. Практико-ориентированная модель подготовки современного специали­ста: монография / И. Г. Минервин и др. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. - 152 с.


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте