Абрамова С. В.,
Станкевич П. В.,
Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Ранее усилия высшего образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности будущего профессионала. Образовательная среда являлась решающим фактором в развитии личности, при этом обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает её для себя.
Абрамова С. В.,
Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск, Россия
Станкевич П. В.,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Ранее усилия высшего образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности будущего профессионала. Образовательная среда являлась решающим фактором в развитии личности, при этом обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает её для себя. В научной философской, психолого-педагогической литературе рассматривается проблема создания и использования образовательных возможностей среды в формировании личности, выделяются различные типы среды: социальная, культурная, образовательная, развивающая, гуманитарная, педагогическая, окружающая, техногенная, жизненная и др. [2].
Современная образовательная среда строится с учетом множества факторов, влияющих на структуру, содержание и применяемые образовательные технологии и представляет собой достаточно трудозатратный научно-исследовательский процесс.
Как и всякая среда, образовательная среда порождается теми компонентами общей среды общества (факторами, условиями, ресурсами и пр.), которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием, системами обучения, их методическими системами. Многие из этих компонентов (факторов влияния) создаются самим образованием, другие предоставляются внешней средой. Поэтому образовательную среду составляют и внутренние, и внешние факторы по отношению к образованию.
Развитие современной образовательной среды обусловлено следующими факторами:
- во-первых, оно обусловлено развитием высшего образования в аспекте симметричных отношений «преподаватель - знание - компетентность - студент» (в самом общем виде), их взаимодействия и взаимовоздействия;
- во-вторых, особенностью современного образования является информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной, где эти ее свойства являются неразрывно связанными.
Образовательная среда - не новое понятие. Ее связывают с образовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, то есть среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в образовании, интерес к образовательной среде значительно вырос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образовательной среды также было подвержено переосмыслению, рассмотрению с новых позиций и в новых аспектах современного развития общества, науки, технологии и образования.
Образовательная среда определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой. То есть образовательная среда определяется существенностью воздействия (с прямыми и обратными связями) факторов и условий социальной среды на образование, результаты образовательных процессов, характер межличностных отношений, интеллектуальное и социокультурное развитие субъекта образовательного процесса.
Современная образовательная среда предоставляет высшему образованию возможности широкомасштабной реализации уровневого образования, применения компетентностного подхода с участием работодателей к построению основных образовательных программ и оценки качества подготовки уровневого специалиста, вариативности образования и формирования индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) студентов и т.д., что, в конечном итоге, позволит осуществить подготовку компетентного, конкурентоспособного специалиста.
В этих условиях бакалавриат представляет собой законченный (базовый) уровень высшего профессионального образования и носит практико-ориентированный характер. По окончании обучения основной образовательной программы, выпускник вуза представляет собой специалиста, получившего фундаментальную подготовку по направлению подготовки «Педагогическое образование, профиль - безопасность жизнедеятельности» с набором компетенций в профессиональной сфере. Профессионал с высшим образованием по ступени бакалавриат вправе занимать все те должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. Однако при этом возникает противоречие с одной стороны, что бакала-виат - это законченная ступень ВПО со сформированными конкретными профессиональными компетенциями, и с другой стороны - в необходимости дальнейшего развития подготовки бакалавров в условиях уровневой системы - в магистратуре. При этом реализация магистерских образовательных программ как ступень образования предусмотрена для ограниченного числа бакалавров, так как предусматривает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки профессионала с высшим образованием и ориентирует обучаемого на научно-исследовательскую деятельность по выбранному направлению и профилям.
В связи с этим в системе профессиональной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности наблюдается смена целевых ориентиров, где на первое место выступают не сами по себе знания, а способность выпускника применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции [1]. При этом процесс обучения превращается в процесс учения / научения, то есть в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.
Для реализации рассматриваемой в данном контексте системы профессиональной подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности необходимо разработать и учитывать в образовательном процессе ряд организационно-педагогических условий создания практико-ориентированной образовательной среды.
В рамках данной работы под педагогическими условиями мы понимаем совокупность обстоятельств процесса практико-ориентированной подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности, способствующих развитию профессиональной компетентности для успешного осуществления их профессиональной деятельности.
В этой связи необходимо отметить значимость педагогических условий в оценке качества образовательного процесса. Ряд ученых Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина, Т. Я. Яковец и др. определяют педагогические условия как механизм выявления и оценки результатов функционирования системы, их соответствия поставленным целям и характеризуют их как основное в управлении образовательным циклом.
В образовательном процессе необходима замена «знаниевой» парадигмы по отношению к высшему образованию на «деятельностную», практико-ориентированную парадигму.
Проведя глубокий теоретический анализ образовательной среды современного вуза нами была определена стратегия ее дальнейшего развития на основе представлений о целях образования, направленная на достижение максимальных значений тех параметров образовательной среды (широта, активность, когерентность, интенсивность и т.д.), которые представляются наиболее важными для развития практико-ориентированности подготовки будущих специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
В этой связи представляется необходимым раскрыть некоторые организационно-педагогические условия повышения рассматриваемых параметров практико-ориентированной образовательной среды (таблица 1).
Таблица 1
Организационно-педагогические условия создания практико-ориентированной
образовательной среды
Параметры практико-ориентированной образовательной среды |
Условия повышения параметров для развития практико-ориентированной образовательной среды |
Широта образовательной среды |
Хорошо развитый механизм социального партнерства: • экскурсии на предприятия профессиональной направленности; • предоставление стажерских площадок для обучающихся и преподавателей; • развитие программы двухстороннего обмена обучающимися и преподавателями; • организация общения обучающихся и педагогов с интересными людьми (работодатели, представители общественных организаций и т.д.) в форме бесед, круглых столов, дискуссий, мастер-класс; • организация, конференций, конкурсов профессионального мастерства или других форм массового приема гостей; • организация клубов по интересам ориентированных на профессиональную деятельность; • хорошо оборудованные кабинеты и лаборатории в соответствии с требованиями работодателей; |
Интенсивность образовательной среды |
• практико-ориентированные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов; • систематическое проведение квалифицированными специалистами соответствующей учебно-методической работы с педагогами; |
Обобщенность образовательной среды |
• организация педагогического коллектива для того, чтобы он осознано реализовал единую образовательную стратегию (на данном этапе это развитие прак-тико-ориентированной образовательной среды); • понимание и поддержка коллективом концепции учебного заведения; |
Когерентность образовательной среды |
• организация при желании выпускников дальнейшего их обучения по профессии или помощи им в трудоустройстве; • осуществление в соответствии с запросами работодателей подготовки рабочих кадров; • направление психолого-педагогической работы в образовательном учреждении на развитие у обучающихся личностных и профессиональных качеств, необходимых для успеха в современном обществе; |
Активность образовательной среды |
• организация трансляции достижений образовательного учреждения; • конкурентоспособность выпускников, вышедших из практико-ориентированной образовательной среды; |
Мобильность образовательной среды |
• изменение профиля учебного заведения, ориентированного на современные запросы работодателей; • организация целенаправленного обучения педагогов современным практико -ориентированным технологиям; • педагоги меняют свой профиль, пройдя дополнительное профессиональное обучение; • образовательный процесс будет строиться на современных наглядных пособиях и технических средствах обучения. |
Для поддержания практико-ориентированной образовательной среды необходимо отслеживать ряд факторов, которые могут негативно сказаться на ее развитии. Данные факторы представлены в таблице 2.
Таблица 2
Условия и факторы, влияющие на развитие практико-ориентированной образовательной среды подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности
Условия, способствующие реализации и развитию практико-ориентированной среды |
Факторы, негативно сказывающиеся на развитии практико-ориентированной среды |
Реализация механизма социального партнерства в реальном участии работодателя во взаимовыгодном обмене ресурсами |
Трудность в установлении связей с социальными партнерами |
Повышение профессионализма педагогических кадров посредством освоения и понимания: новейших отраслевых технологий, инновационных педагогических технологий профессионального образования в системе конкретной профессиональной деятельности |
Игнорирование педагогическими кадрами нововведений |
Материально-технические условия представляют комплекс научно-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с целями и задачами высшего образования |
Недостаточные финансовые возможности образовательного учреждения |
Образовательные программы должны соблюдать прак-тико-ориентированные параметры |
Неправильное распределение часов, не осведомленность педагогического коллектива о таких параметрах |
Будут разработаны интегрированные образовательные проекты с работодателями; |
Нежелание работодателей принимать участие в данных проектах |
Организация стажерских площадок для будущих специалистов |
Недостаточность площадей и технологического оборудования для проведения различных видов практик |
Таким образом, сформулируем определение практико-ориентированной образовательной среды как специально организованное самодвижущееся образовательное пространство, которое реализует социально-коммуникативную, информационно-транслирующую, производ-ственно-деятельностную и профессионально-ориентированную функции и обеспечивает развитие у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности профессионально важных компетенций и индивидуально-психологических качеств.
Логическим итогом образовательной деятельности студента в практико-ориентированной образовательной среде является его профессиональное становление, которое может развиваться по нескольким направлениям, но основными доминирующими направлениями являются профессионально-теоретическое, профессионально-познавательное и профессиональное воспитание.
Список литературы
1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании : опыт философско-методологического анализа // А. Л. Андреев / Педагогика. - № 4. - 2005. - С. 19-27.
2. Минервин, И. Г. Практико-ориентированная модель подготовки современного специалиста: монография / И. Г. Минервин и др. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. - 152 с.
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1