Кузнецов А. А.,
Внеклассная работа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» рассматривается исследователями в следующих направлениях: военно-патриотическое воспитание [1 -3], формирование здорового образа жизни [5] и экологическая безопасность[4]. Наше исследование посвящено изучению состояния проблемы организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в кадетском корпусе.
Кузнецов А. А.,
ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский корпус МО РФ»,
г. Санкт-Петербург, Россия
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ
На современном этапе развития образования в условиях внедрения стандартов второго поколения общего образования особенно актуальным становится организация внеклассной работы в образовательных учреждениях. Внеклассная работа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» рассматривается исследователями в следующих направлениях: военно-патриотическое воспитание [1 -3], формирование здорового образа жизни [5] и экологическая безопасность[4]. Наше исследование посвящено изучению состояния проблемы организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в кадетском корпусе. В экспериментальном исследовании принимали участия учителя Санкт -Петербургского кадетского корпуса, воспитанники 10-х и 11 -х классов кадетского корпуса. На данном этапе были поставлены следующие задачи: определить трудности, связанные с проведением внеклассных занятий; изучить отношение учителей и учеников к внеклассным занятиям в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»; проанализировать и сопоставить ответы респондентов; выявить основные направления внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в кадетском корпусе. Для решения обозначенных задач, получения достоверных данных о состоянии исследуемых вопросов экспериментального исследования применялись такие методы, как: беседа, анкетирование учителей и воспитанников 10-11-х классов, качественный и количественный анализ результатов анкетирования, изучение школьной документации (программы развития, планов воспитательной работы кадетского корпуса).
Представим ответы преподавателей кадетского корпуса на отдельные вопросы анкеты.
При ответе на вопрос «Что вы понимаете под внеклассной работой воспитанников по ОБЖ?» 46,6 % анкетируемых ответили, что это форма различной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя; 34,2 % преподавателей считают, что это метод обучения воспитанников на добровольной основе под руководством учителя; 15,5 % опрошенных нами определяют внеклассную работу с учащимися в свободное время на добровольной основе под руководством самих воспитанников; для остальных респондентов (3,7 %) - это различные формы организации игровой деятельности воспитанников на добровольной основе под руководством учителя.
Ответы учителей на вопрос о необходимости систематического вовлечения воспитанников во внеклассную работу по ОБЖ распределились следующим образом: 71,7% опрошенных учителей считают необходимым вовлекать воспитанников во внеклассную работу; 28,3 % затруднились ответить на поставленный вопрос.
По результатам ответов учителей на следующий вопрос анкеты: «Организуете ли вы внеклассную работу в курсе,, Основы безопасности жизнедеятельности?"» можно констатировать, что 74,4 % респондентов регулярно организуют внеклассные мероприятия, 25,6 % педагогов редко организуют внеклассную работу по предмету, Полученные данные свидетельствуют о том, что учителя довольно неоднозначно относятся к организации внеклассной работы с воспитанниками.
На вопрос анкеты: «Какие виды внеклассных занятий вы проводите по курсу ОБЖ?» ответы распределились следующим образом: большинство преподавателей (38,7 %) проводят экскурсии, 27,5 % организуют кружки межпредметной направленности, 11 % занимаются только экспериментальными исследованиями, 10,4 % опрошенных отмечают конференции и игры, 7,2 % респондентов проводят беседы и 5,2 % педагогов — лекции. Полученные данные позволяют сделать вывод, что основной формой проведения внеклассной работы в кадетском корпусе являются экскурсии.
В рамках нашего исследования нам было необходимо узнать, как педагоги изучают интересы и мотивы деятельности своих подопечных. Половина опрошенных (50,2 %) изучают интересы воспитанников посредством наблюдения; 38,5 % респондентов интуитивно определяют интересы и мотивы воспитанников; 11,3 % педагогов изучают потребности ребят при помощи беседы. Для изучения заинтересованности воспитанников никто из опрошенных учителей не использует такие методы, как анкетирование и разработка специализированных заданий. Следует сделать вывод, что при изучении интересов и мотивов воспитанников используются субъективные методы исследования.
Рис. 1. Анализ результатов анкетирования учителей на вопрос: «Как вы изучаете интересы и мотивы деятельности ваших воспитанников?»:
Один из вопросов нашей анкеты был направлен на выявление круга проблем, с которыми встречаются учителя при организации внеклассной работы в курсе ОБЖ по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни. Среди главной трудности, названной учителями - это загруженность учителя и воспитанников (77,6 %).
На вопрос «Как вы думаете, какие требования к организации внеклассной работы в курсе ОБЖ по формированию здорового образа жизни у подростков являются наиболее важными?» ответы были следующими:
- 44% опрошенных определили соответствие видов внеклассных мероприятий возрасту и уровню развития воспитанников;
- 32% анкетируемых основным требованием считают максимальное сближение урочной и внеклассной формы работы;
- 16% педагогов главным определяют расширение межпредметных связей.
Лишь небольшое число респондентов 8% считают важным преемственность индивидуальной, групповой и массовой формы работы.
Таблица 1
Результаты анализа ответов учителей на вопрос анкеты: «Как вы думаете, какие требования к организации внеклассной работы по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни являются
наиболее важными?»
Варианты ответов |
Кол-во ответов % |
Соответствие видов внеклассных мероприятий возрасту и уровню развитие |
44 |
учащихся |
|
Сближение урочной и внеклассной формы работы |
32 |
Преемственность индивидуальной, групповой и массовой формы работы |
8 |
Расширение межпредметных связей |
16 |
При проведении диагностического этапа экспериментального исследования в процессе анкетирования было проанализировано 18 анкет старшеклассников 10-х и 11-х классов, которым предлагалось ответить на вопросы анкеты. Для определения места и роли внеклассной
работы по предмету был задан вопрос: «Организуется ли у Вас внеклассная работа по курсу ОБЖ?» Результаты распределились соответственно: 78,3 % анкетируемых ответили, что работа проводится регулярно, 21,7 % школьников отметили, что внеклассная работа проводится редко. Следует отметить, что организация внеклассной работы по предмету является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе. Положительные ответы на вопрос анкеты свидетельствуют о систематическом проведении внеклассных мероприятий, отрицательные ответы старшеклассников рассматриваются как недостаточное внимание к организации данной работы в кадетском корпусе.
Чтобы выяснить, какие внеклассные мероприятия проводятся в кадетском корпусе по курсу ОБЖ, был задан следующий вопрос: «Какие внеклассные мероприятия проводятся по курсу ОБЖ?» Типичными были такие ответы, как: экскурсии 26,7 %, игры 14,7 %; 12,3 % воспитанников отметили беседы; 10,6 % воспитанников назвали лекции; 9,6 % опрошенных воспитанников указали, что основной формой внеклассной работы являются кружки межпредметной направленности; конференции и индивидуальные самостоятельные занятия определили 8,4 % воспитанников; лишь 5,4 % и 3,9 % в своих ответах отметили организацию экспериментальных исследований и творческих вечеров.
Результаты ответов воспитанников на данный вопрос показывают, что организация внеклассной работы в кадетском корпусе осуществляется посредством внеклассной работы и игровой деятельности. Следует также отметить важную роль таких видов внеклассных мероприятий, как беседы, индивидуальные самостоятельные занятия и экспериментальные исследования.
Для выяснения интересов воспитанников к определенным видам внеклассной работы старшеклассникам необходимо было ответить на вопрос: «Какие виды внеклассных мероприятий вам наиболее интересны?» Ответы распределились следующим образом: экскурсии (28,1 %), игры (17,3 %), экспериментальные исследования (9,6 %), лекции (8,4 %), беседы (8,1 %), творческие вечера (7,9 %), кружки межпредметной направленности (7,7 %), конференции (7,4 %), индивидуальные занятия (5,3 %). Результаты представлены в таблице 2. Итоги ответов воспитанников на данный вопрос показывают, что внеклассная работа будет успешной при организации экскурсионной работы и использовании ситуационно-ролевых игр. В результате разработки внеклассных мероприятий стоит уделить внимание таким немаловажным видам внеклассной работы, как беседы, экспериментальные исследования, индивидуальные самостоятельные работы, организация конференций. Следует заинтересовать старшеклассников разнообразными видами внеклассной работы предупреждению аддиктив-ности у подростков и формирования здорового образа жизни.
Таблица 2
Результаты анкетирования учащихся на вопрос: «Какие виды внеклассных мероприятий по ОБЖ вам наиболее интересны?»
Варианты ответов |
Количество ответов, % |
Экскурсии |
28,1 |
Игры |
17,3 |
Экспериментальные исследования |
9,6 |
Лекции |
8,4 |
Беседы |
8,1 |
Творческие вечера |
7,9 |
Межпредметные кружки |
7,7 |
Конференции |
7,4 |
Индивидуальные самостоятельные занятия |
5,3 |
Для изучения реального состояния организации внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в направлении предупреждения аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни был предложен вопрос: «Организуется ли с Вами внеклассная работа по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни?». Больше половины воспитанников (68,4 %) ответили, что организована внеклассная работа по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни; 31,6 % опрошенных отметили периодичную организацию внеклассной работы.
Результаты анкетирования показали нам, что организации внеклассной работы по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни в старших классах уделяется должное внимания.
На вопрос «Перечислите проводимые с Вами внеклассные мероприятия по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни» воспитанники отметили следующие внеклассные мероприятия (ролевые игры, дискуссии, проведение круглых столов, ток-шоу, конкурсы, участие в спектаклях), тренинговые занятия (тренинг ассертивности, коммуникативный тренинг, тренинг решения проблем, тренинг психической саморегуляции, тренинг отказа от предложения употребить психоактивные вещества), периодическую печать кадетского корпуса. Классные руководители, психолог, в своей работе реализуют разные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами: «Модульный курс по предупреждению курения среди учащихся 10-11 классов», «Обучение через общение», «Все цвета, кроме черного». В целях конкретизации содержания внеклассной работы по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни в рамках разработки экспериментальной методики старшеклассникам был задан вопрос: «О чем Вам было бы интересно узнать на внеклассных занятиях по предупреждению аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни?» Среди ответов указывались следующие темы: «Основы здорового образа жизни», «Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек», «Психологическое состояние человека и причины самоубийств (суицид)» и т. д.
Полученные результаты анкетирования позволили нам увидеть необходимость систематического вовлечения воспитанников кадетского корпуса во внеклассную работу и помогли нам построить систему организации исследовательской деятельности со старшеклассниками в области предупреждения аддиктивности у подростков и формирования здорового образа жизни. здорового образа жизни в старших классах обеспечивается сочетанием различных форм, методов и видов деятельности.
Список литературы
1. Абрамова, В. Ю. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ // В. Ю. Абрамова, Н. В. Авдеева / Молодой ученый. 2014.№ 12 (71). С.245-248.
2. Абрамова, В. Ю. Формирование социально-личностных компетенций школьников во внеклассной работе по курсу ОБЖ // В. Ю. Абрамова, , И. А. Пономарева / Европейский журнал социальных наук, 2014. - №4 (43). Т.2.- С.113-118.
3. Костецкая, Г. А. Патриотическое воспитание школьников как условие обеспечение этнической безопасности / Сб. статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и этническая безопасность» / Г. А. Костецкая,, И. А. Пономарева. - СПб, 2011. - С.255-260.
4. Попова, Р. И. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности // Р. И. Попова, И. С. Елизарова / Высшее образование сегодня. 2011. №4. С.83-86.
5. Попова Р.И. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися // Р. И. Попова , О.В. Силакова. Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5. С. 63-66.
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.