Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ ОБЖ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Опубликовано 14.11.2015

Киселева Э. М., Шарапов А. А.,

К активным формам обучения, недостаточно освещенным в ме­тодике преподавания БЖ, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются од­ной из эффективных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекатель­ными уроки ОБЖ.

Киселева Э. М., Шарапов А. А.,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ ОБЖ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Игры как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использо­вали с древности. Игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссозда­ние и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется само­управление поведением [8, с.23].

Наиболее эффективными в развитии личности, формировании ее культуры, несомненно, являются инновационные методики и технологии. В современной школе возникает насущ­ная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах

обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в ме­тодике преподавания БЖ, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются од­ной из эффективных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекатель­ными уроки ОБЖ.

В учебном процессе в игре решаются следующие задачи:

- дидактические по освоению содержания той или иной предметной области;

- психологические, т.е. развитие познавательной и личностной сферы субъектов образова­тельного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и уча­щимися;

- информационно-коммуникативные как основы для формирования информационной культуры, овладение навыками анализа и прогнозирования изменений путем моделирования с помощью ИКТ элементов окружающего мира.

Г. К. Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и ин­тенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: 1) в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; 2) как элемента более обширной технологии; 3) в качестве урока или его части (введения, закрепления, объяснения, контроля, упражнения и т.д.); 4) как технологии вне­классной работы (игры типа «Зарница», КТД и т.д.) [8].

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современ­ного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширя­ется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной зада­чей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, спо­собствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуа­ций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Одним из приемов игровых технологий несомненно является занимательность изучаемого материала. Занимательность - средство привлечения интереса к предмету или процессу изу­чения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориенти­ровки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательно­го отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.

В занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса эле­менты, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся, как известно, началом всяко­го познания.

По мнению Я. И. Перельмана зачастую человек рано утрачивает драгоценную способ­ность удивляться, а именно она побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими нас непосредственно. Постепенно все то, что занимало человека, становится привычным и пере­стает привлекать внимание [7, с. 14] .

Занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство обучения, и как средство популяризации научных знаний, способствует, с одной стороны, при­ближению научных истин к пониманию человека (делает научные знания доступными), с другой же стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активиза­ции его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

Используя элементы занимательности, как средства привлечения интереса к предмету изучения, нужно переводить детей с примитивной стадии ориентировки на более высокие ступени избирательного отношения к явлениям. Занимательность обучения должна быть только средством, подчиненным цели обучения и развития.

Использование занимательного материала способствует созданию у учеников эмоцио­нального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает

общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообраз­ными способами [5, с.32] .

Если говорить о проблеме умелого и правильного подбора занимательного материала, то здесь необходимо перечислить основные положения, касающиеся занимательности обучения:

1. Всю занимательность обучения следует делить на "внешнюю" (не связанную с содер­жанием урока) и "внутреннюю", причем "внутренняя" занимательность предпочтительнее "внешней", и удельный вес ее должен постепенно увеличиваться.

2. Использовать на занятиях все виды занимательного материала.

3. Основу занимательности, используемой на уроках должны составлять задания, непо­средственно связанные с программным материалом [9, с.15].

Методическая ценность занимательных заданий в том, что ребенку надо глубже вникать в сущность задания, выделять главные моменты, учитывать связь между компонентами. Бла­годаря этому учебный навык, на формирование которого направлено задание, вырабатывает­ся быстрее, т.к. он связан с продуктивной деятельностью ребенка.

Игра - самый действенный метод борьбы со скукой, неизбежной при использовании клас­сических приемов дидактики. В игре ребенок может растормозиться и полностью проявить себя. «Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс социального взаимодействия является предпосылкой когнитивного развития ребенка» [2, с. 43].

Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе ко­торой учащиеся в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей дей­ствительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения ин­тересным, создает бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

В толковом словаре С.И. Ожегова даются определения следующих видов занимательного материала: загадки, скороговорки, ребусы, пословицы, поговорки, викторины, кроссворды, чайнворды, шарады, конкурсы [6].

В период педагогической практики занимательный материал включался в основную часть занятия или использовался в конце, когда наблюдается снижение умственной активности школьников.

Учащиеся очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражне­ний. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна школьнику, у него складывается положительное эмоцио­нальное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

Занимательный материал является хорошим средством воспитания интереса к обучению, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосре­доточивать внимание на проблеме.

Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный матери­ал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к знаниям, фор­мированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология (под ред.В. В. Давыдова) / Л. С. Выгот­ский, - М. : Педагогика, 1991

2. Глозман, Ж. М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Ж. М. Глозман. - М. : В. Секачев, 2006. - 96 с.

3. Киселева, Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса основы безопасности жизнедея­тельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников Вестник Ор­ловского Государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. № 5

(34), 2013

4. Киселева, Э. М. Знакомство с игровыми формами работы по ОБЖ на уроках методики пре­подавания /ОБЖ. «Основы безопасности жизни / Э. М. Киселева. № 8, СПб, 1999. с. 51 -57

5. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Методические рекомен­дации / Т. М. Лифанова - М. : изд-во ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.

6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И.Ожегов, Н. Ю. Шведова - М. : Просвещение, 2010. -793 с.

7. Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты / Я. И. Перельман, - М. : Просвеще­ние, 1999. - 529 с.

8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. Учебное посо­бие. - М, 1998.

9. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. И. Шиянов и др. - М.: издательский центр «Академия», 2009. - 115 с.


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте