Киселева Э. М., Шарапов А. А.,
К активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания БЖ, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из эффективных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными уроки ОБЖ.
Киселева Э. М., Шарапов А. А.,
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ ОБЖ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Игры как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Игра - вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [8, с.23].
Наиболее эффективными в развитии личности, формировании ее культуры, несомненно, являются инновационные методики и технологии. В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах
обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания БЖ, относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из эффективных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными уроки ОБЖ.
В учебном процессе в игре решаются следующие задачи:
- дидактические по освоению содержания той или иной предметной области;
- психологические, т.е. развитие познавательной и личностной сферы субъектов образовательного процесса, оптимизация отношений между детьми, а также между педагогом и учащимися;
- информационно-коммуникативные как основы для формирования информационной культуры, овладение навыками анализа и прогнозирования изменений путем моделирования с помощью ИКТ элементов окружающего мира.
Г. К. Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: 1) в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, раздела учебного предмета; 2) как элемента более обширной технологии; 3) в качестве урока или его части (введения, закрепления, объяснения, контроля, упражнения и т.д.); 4) как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», КТД и т.д.) [8].
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Одним из приемов игровых технологий несомненно является занимательность изучаемого материала. Занимательность - средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии простой ориентировки, ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.
В занимательности заключены чрезвычайно значимые для познавательного интереса элементы, которые могут вызвать чувство удивления, являющееся, как известно, началом всякого познания.
По мнению Я. И. Перельмана зачастую человек рано утрачивает драгоценную способность удивляться, а именно она побуждает интересоваться вещами, не затрагивающими нас непосредственно. Постепенно все то, что занимало человека, становится привычным и перестает привлекать внимание [7, с. 14] .
Занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса и как средство обучения, и как средство популяризации научных знаний, способствует, с одной стороны, приближению научных истин к пониманию человека (делает научные знания доступными), с другой же стороны, способствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.
Используя элементы занимательности, как средства привлечения интереса к предмету изучения, нужно переводить детей с примитивной стадии ориентировки на более высокие ступени избирательного отношения к явлениям. Занимательность обучения должна быть только средством, подчиненным цели обучения и развития.
Использование занимательного материала способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает
общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами [5, с.32] .
Если говорить о проблеме умелого и правильного подбора занимательного материала, то здесь необходимо перечислить основные положения, касающиеся занимательности обучения:
1. Всю занимательность обучения следует делить на "внешнюю" (не связанную с содержанием урока) и "внутреннюю", причем "внутренняя" занимательность предпочтительнее "внешней", и удельный вес ее должен постепенно увеличиваться.
2. Использовать на занятиях все виды занимательного материала.
3. Основу занимательности, используемой на уроках должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом [9, с.15].
Методическая ценность занимательных заданий в том, что ребенку надо глубже вникать в сущность задания, выделять главные моменты, учитывать связь между компонентами. Благодаря этому учебный навык, на формирование которого направлено задание, вырабатывается быстрее, т.к. он связан с продуктивной деятельностью ребенка.
Игра - самый действенный метод борьбы со скукой, неизбежной при использовании классических приемов дидактики. В игре ребенок может растормозиться и полностью проявить себя. «Эмоциональное вовлечение ребенка в процесс социального взаимодействия является предпосылкой когнитивного развития ребенка» [2, с. 43].
Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой учащиеся в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создает бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.
В толковом словаре С.И. Ожегова даются определения следующих видов занимательного материала: загадки, скороговорки, ребусы, пословицы, поговорки, викторины, кроссворды, чайнворды, шарады, конкурсы [6].
В период педагогической практики занимательный материал включался в основную часть занятия или использовался в конце, когда наблюдается снижение умственной активности школьников.
Учащиеся очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна школьнику, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
Занимательный материал является хорошим средством воспитания интереса к обучению, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал (загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы) способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология (под ред.В. В. Давыдова) / Л. С. Выготский, - М. : Педагогика, 1991
2. Глозман, Ж. М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Ж. М. Глозман. - М. : В. Секачев, 2006. - 96 с.
3. Киселева, Э. М., Гаврилова Л. А. Возможности курса основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников Вестник Орловского Государственного университета. Серия: новые гуманитарные исследования. № 5
(34), 2013
4. Киселева, Э. М. Знакомство с игровыми формами работы по ОБЖ на уроках методики преподавания /ОБЖ. «Основы безопасности жизни / Э. М. Киселева. № 8, СПб, 1999. с. 51 -57
5. Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Методические рекомендации / Т. М. Лифанова - М. : изд-во ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.
6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И.Ожегов, Н. Ю. Шведова - М. : Просвещение, 2010. -793 с.
7. Перельман, Я. И. Занимательные задачи и опыты / Я. И. Перельман, - М. : Просвещение, 1999. - 529 с.
8. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. Учебное пособие. - М, 1998.
9. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. И. Шиянов и др. - М.: издательский центр «Академия», 2009. - 115 с.
Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, образование, практика : материалы V Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. - 376 с.