Новосёлова К.В.
Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург
Современные тенденции развития системы общего образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации педагогом социального заказа – подготовки выпускников, способных к безопасным действиям в различных ситуациях. Главным критерием оценки педагогических технологий является ее эффективность и результативность.
Современные педагогические технологии – инструментарий достижения целей, которые предопределяют использование активности самих обучающихся. Опыт использования этого метода свидетельствует о настоятельной необходимости применения таких педагогических технологий, которые повышают активность обучающихся, учат их лучшему восприятию и запоминанию информации по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», а процесс обучения делают непринужденным и комфортным. Основой таких методов стали активные методы обучения - интегрированные методы обучения, основой которых является связь между предметами.
О качественной подготовке специалиста можно говорить только тогда, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным предметам, взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый комплекс с темами и разделами внутри конкретной учебной дисциплины. Поэтому межпредметные связи можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящих их в систему. ОБЖ, история, обществознание; интегрирования форм учебной и внеурочной деятельности. В обучении безопасности жизнедеятельности можно выделить две группы методов:
1.На уроке:
- наглядность
- укрепление МТБ
- практические задания
- совершенствование методов текущего контроля знаний (тестирование, ситуационные задачи)
- самостоятельная работа (готовит обучающихся к непрерывному образованию, самообучению, способствует формированию у них потребности самостоятельно пополнять знания, умение ориентироваться в потоке технической, справочной и научной информации)
-методы анализа конкретных ситуаций. Этот метод позволяет расширять кругозор учащихся, их собственное видение на ситуации, события и происшествия, происходящие в современном мире. Ребенок учится не только слышать и видеть интересные факты, но и выявлять причины события, последствия и пути выхода из сложившейся ситуации. Также некоторые дети способны определить пути и способы недопущения данной ситуации. Чтобы воспитать у ребенка желание самостоятельно анализировать ситуации, можно поручить сделать ему дневник событий по разным направлениям, в основе которых лежат различные чрезвычайные ситуации. Это может быть альбом с вырезками из газет. Собственными записями. Это разовьет общую способность к глубокому и системному анализу, выработает организованность. Но главное – понимание того, как предотвратить, как выйти и какие последствия имеют эти ситуации. Также это наглядно видно, в каких областях человеческой жизни чаще происходят чрезвычайные ситуации. Это один и эффективных методов обучения безопасности жизнедеятельности.
На уроке эффективным методом является и определенное конкретное действие, которое в условиях педагогики называют учебным. Учебное действие – определенная единица деятельности, минимальная по своему объёму и содержанию, отражающая свойство целостной деятельности (по И.И. Ильясову). Например, сравнение, анализ.
Методы обучения детей на уроках ОБЖ – сочетание разных видов действий, физиологических, психологических, нравственных с учетом возрастных особенностей детей. Действие для ребенка – это основа его жизни, это среда изменения себя, совершенствования и становления мужества, формирование ответственности и реальное осуществление потребностей.[1,с. 92]
2. Во внеклассной деятельности:
- учебно-методические сборы
- учебно-штабные тренировки
- проведение туристических слетов
Методы второй группы наиболее эффективные¸ так как они имеют практическое действие. А человек наиболее успешен именно тогда, когда он сам что-то делает, применяет знания практике. На пути к формированию личности безопасного типа в современном мире целесообразно использовать комплексные методы обучения. К таким можно с уверенностью отнести учебно-методические сборы с выходом в естественные условия (лес, поле, горы и т.д.), практические ситуационные задачи. Эти методы включают в себя как теоретическую подготовку учащегося, которую он сможет применить в реальных условиях. Это позволит и учителю и учащемуся выявить, насколько успешно усвоен материал.
Для наибольшей эффективности в содержание таких сборов включать следующие этапы:
- организация лагеря
- разведение костра
- приготовление пищи
- ориентирование на местности
-оказание помощи пострадавшему
-имитация экстремальной ситуации и способы выхода из нее.
Эти этапы являются одними из основных, каждый из них состоит еще из более мелких тем. У такого метода есть огромный плюс – обучение не сковано официально-деловой обстановкой школьного кабинета, что позволяет чувствовать учащимся себя раскованней и свободней. И, как правило, детям нравятся выходы в лес. Если взглянуть на это с психологической точки зрения, то такие сборы сплочают классный коллектив, позволяют лучше узнать каждого. Но тем не менее такие выходы должны планироваться с учетом возрастных особенностей детей, их уровнем физической подготовки, а также с учетом погодных условий. Сборы должны быть заранее спланированы, т.е. выбрана наиболее безопасная местность, согласованность с администрацией образовательного учреждения, органами обеспечения безопасности.
Кроме сборов очень эффективными являются учебно-штабные тренировки по эвакуации при чрезвычайной ситуации различного характера. Об этом знают все учащиеся, каждый из нас проходил эвакуации по сигналам оповещения в образовательном учреждении.
Таким образом, самыми эффективными активными методами обучения безопасности жизнедеятельности на уроке и вне урока являются: метод анализа конкретных ситуаций, практические действия; учебно-методические сборы, учебно-штабные тренировки.
Какими бы не были новыми и эффективными методы обучения, все зависит от личности преподавателя – организатора ОБЖ. Именно личность педагога влияет на интерес к предмету у учеников. Если деятельность педагога захватывающая, то обучение пойдет плодотворно для учеников и самого учителя. Но без любви к детям, эта деятельность можно считать напрасной. Хочется закончить статью словами великого русского писателя и педагога Л.Н. Толстого: «Учитель, который любит детей - педагог наполовину, учитель, который любит дело – мастер, а учитель, который любит и детей и дело – истинный педагог»
Литература
1.Мельникова Н.Ф. – теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие/Н.Ф. Мельникова; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2009.- 140 с.
источник: Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.