Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Опубликовано 13.10.2015

Новосёлова К.В.

Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург

 Современные тенденции развития системы общего образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации педагогом социального заказа – подготовки выпускников, способных к безопасным действиям в различных ситуациях. Главным критерием оценки педагогических технологий является ее эффективность и результативность.

 Современные педагогические технологии – инструментарий достижения целей, которые предопределяют использование активности самих обучающихся. Опыт использования этого метода свидетельствует о настоятельной необходимости применения таких педагогических технологий, которые повышают активность обучающихся, учат их лучшему восприятию и запоминанию информации по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», а процесс обучения делают непринужденным и комфортным. Основой таких методов стали активные методы обучения - интегрированные методы обучения, основой которых является связь между предметами.

О качественной подготовке специалиста можно говорить только тогда, когда его знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным предметам, взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единый комплекс с темами и разделами внутри конкретной учебной дисциплины. Поэтому межпредметные связи можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящих их в систему. ОБЖ, история, обществознание; интегрирования форм учебной и внеурочной деятельности. В обучении безопасности жизнедеятельности можно выделить две группы методов:

1.На уроке:

- наглядность

- укрепление МТБ

- практические задания

- совершенствование методов текущего контроля знаний (тестирование, ситуационные задачи)

- самостоятельная работа (готовит обучающихся к непрерывному образованию, самообучению, способствует формированию у них потребности самостоятельно пополнять знания, умение ориентироваться в потоке технической, справочной и научной информации)

-методы анализа конкретных ситуаций. Этот метод позволяет расширять кругозор учащихся, их собственное видение на ситуации, события и происшествия, происходящие в современном мире. Ребенок учится не только слышать и видеть интересные факты, но и выявлять причины события, последствия и пути выхода из сложившейся ситуации. Также некоторые дети способны определить пути и способы недопущения данной ситуации. Чтобы воспитать у ребенка желание самостоятельно анализировать ситуации, можно поручить сделать ему дневник событий по разным направлениям, в основе которых лежат различные чрезвычайные ситуации. Это может быть альбом с вырезками из газет. Собственными записями. Это разовьет общую способность к глубокому и системному анализу, выработает организованность. Но главное – понимание того, как предотвратить, как выйти и какие последствия имеют эти ситуации. Также это наглядно видно, в каких областях человеческой жизни чаще происходят чрезвычайные ситуации. Это один и эффективных методов обучения безопасности жизнедеятельности.

На уроке эффективным методом является и определенное конкретное действие, которое в условиях педагогики называют учебным. Учебное действие – определенная единица деятельности, минимальная по своему объёму и содержанию, отражающая свойство целостной деятельности (по И.И. Ильясову). Например, сравнение, анализ.

Методы обучения детей на уроках ОБЖ – сочетание разных видов действий, физиологических, психологических, нравственных с учетом возрастных особенностей детей. Действие для ребенка – это основа его жизни, это среда изменения себя, совершенствования и становления мужества, формирование ответственности и реальное осуществление потребностей.[1,с. 92]

2. Во внеклассной деятельности:

 - учебно-методические сборы

- учебно-штабные тренировки

 - проведение туристических слетов

Методы второй группы наиболее эффективные¸ так как они имеют практическое действие. А человек наиболее успешен именно тогда, когда он сам что-то делает, применяет знания практике. На пути к формированию личности безопасного типа в современном мире целесообразно использовать комплексные методы обучения. К таким можно с уверенностью отнести учебно-методические сборы с выходом в естественные условия (лес, поле, горы и т.д.), практические ситуационные задачи. Эти методы включают в себя как теоретическую подготовку учащегося, которую он сможет применить в реальных условиях. Это позволит и учителю и учащемуся выявить, насколько успешно усвоен материал.

Для наибольшей эффективности в содержание таких сборов включать следующие этапы:

- организация лагеря

- разведение костра

- приготовление пищи

- ориентирование на местности

-оказание помощи пострадавшему

-имитация экстремальной ситуации и способы выхода из нее.

Эти этапы являются одними из основных, каждый из них состоит еще из более мелких тем. У такого метода есть огромный плюс – обучение не сковано официально-деловой обстановкой школьного кабинета, что позволяет чувствовать учащимся себя раскованней и свободней. И, как правило, детям нравятся выходы в лес. Если взглянуть на это с психологической точки зрения, то такие сборы сплочают классный коллектив, позволяют лучше узнать каждого. Но тем не менее такие выходы должны планироваться с учетом возрастных особенностей детей, их уровнем физической подготовки, а также с учетом погодных условий. Сборы должны быть заранее спланированы, т.е. выбрана наиболее безопасная местность, согласованность с администрацией образовательного учреждения, органами обеспечения безопасности.

Кроме сборов очень эффективными являются учебно-штабные тренировки по эвакуации при чрезвычайной ситуации различного характера. Об этом знают все учащиеся, каждый из нас проходил эвакуации по сигналам оповещения в образовательном учреждении.

Таким образом, самыми эффективными активными методами обучения безопасности жизнедеятельности на уроке и вне урока являются: метод анализа конкретных ситуаций, практические действия; учебно-методические сборы, учебно-штабные тренировки.

Какими бы не были новыми и эффективными методы обучения, все зависит от личности преподавателя – организатора ОБЖ. Именно личность педагога влияет на интерес к предмету у учеников. Если деятельность педагога захватывающая, то обучение пойдет плодотворно для учеников и самого учителя. Но без любви к детям, эта деятельность можно считать напрасной. Хочется закончить статью словами великого русского писателя и педагога Л.Н. Толстого: «Учитель, который любит детей - педагог наполовину, учитель, который любит дело – мастер, а учитель, который любит и детей и дело – истинный педагог»

 

Литература

1.Мельникова Н.Ф. – теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие/Н.Ф. Мельникова; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2009.- 140 с.

источник:  Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте