Кадочникова Е.С.
Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург
В современном мире всё чаще преподаватели отдают предпочтение нестандартным видам подачи и закрепления материала своим ученикам. И, действительно, такие уроки имеют большую пользу для учащихся, нежели классическая система преподавания. К таким «нестандартным» методам обучения относят активные методы обучения (АМО).
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся они в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей. АМО позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным; не только расширяют и углубляют профессиональные знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.[2]
Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Один из активных методов обучения, используемый на практике учителями и преподавателями – метод разыгрывания ролей.
Метод разыгрывания ролей относится, несомненно, к активным методам обучения. Активные методы обучения представляют технологию, направленную на формирование и развитие самодостаточной творческой личности. [1]
Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен именно на уроках основ безопасности жизнедеятельности при решении отдельных, достаточно сложных управленческих и организационных задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны.
Разыгрывание ролей требует для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач. Ориентировочно метод разыгрывания ролей требует для проведения от 30 до 35 минут, то есть практически весь урок, что очень удобно.
На уроках ОБЖ, решая достаточно сложные организационные задачи, где требуется сплоченность коллектива, совместная деятельность всех людей в команде, а не каждого в отдельности, метод распределения ролей будет наиболее эффективным методом, нежели какой-либо другой. Он позволяет с большей эффективностью найти решение в какой-либо ситуации, которая стоит перед учеником в классе, и которая может произойти с ним в жизни.
Литература
1. Братцева Г.Г. // Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы (в сб. «Философия образования»)
2. Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
источник: Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.