Трофимова Н.В.
Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Орловский технологический техникум»
г. Орел
Вопросы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, пропаганда здорового образа жизни сегодня крайне актуальны и требуют формирования новых технологий и подходов [1]. Практика показывает, что в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять достижения педагогической валеологии.
Валеологическое обеспечение нормального развития подростка в образовательном процессе происходит на физиологическом, психологическом, социальных уровнях за счет сохранения, поддержания, формирования здоровья, что позволяет обеспечивать полноценное развитие подростка в процессе обучения и воспитания без ущерба для его здоровья. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые обязательны и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья студентов.
Главной формой организации учебно-воспитательного процесса, несомненно, является урок. Сохранение здоровья подростков должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных, и развивающих задач урока. Именно на уроках можно сформировать главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. Известно, что для нормального развития подростка наряду с успехами, необходимы и ситуации неуспеха, стимулирующие активность. Именно на уроке можно создать и даже достичь баланса свободы и зависимости, послушания и ответственности, инициативности и исполнительности. Важно понимать, что занятия, лекции, уроки по любой дисциплине должны быть интересными, интерес снижает эффект перегрузки. Преподаватель основывается на развивающем и воспитательном потенциале «своей» дисциплины с учетом сохранения и укрепления здоровья, развития моторики, а также формирования таких черт характера, как трудолюбие, добросовестность, эстетический вкус, аккуратность.
Система педагогических влияний в реальном исполнении представляет собой законченный акт педагогического общения или завершенную психодраму (взаимное целенаправленное делание и диалог преподавателя и студентов, в ходе и результате которых личности участников изменяются: вырабатываются активная или пассивная жизненная стратегия и соответствующие черты характера, формируется ментальность, приобретаются те или иные привычки поведения). Между тем, воспитывающий потенциал урока как такового, урока в качестве психодрамы, независимо от его предметного содержания, весьма высок. На каждом уроке целенаправленное и спонтанное изменение личностей подростков (и педагога тоже), то есть собственно воспитание, происходит благодаря комплексным воздействиям:
- стиля образовательного общения;
- культуры управления образовательной деятельностью;
- дидактической структуры;
- методических приемов.
Оптимальный выбор всех этих средств воспитания на уроке и есть педагогическое мастерство. Большое значение имеет стиль образовательного общения на уроке и культура управления на уроке. Педагогический стиль – совокупность устойчивых и многократно повторяющихся компонентов и свойств обучающей деятельности педагога, придающие ей неповторимость и оригинальность [2]. Стиль образовательного общения на уроке формирует одну из двух жизненных стратегий — стратегию достижения успеха или стратегию избегания неудачи. Авторитарно-командный и нормативно-оценивающий стили образовательного общения, как правило, формируют у студентов жизненную стратегию избегания неудачи и соответствующие этой стратегии черты характера, такие как упрямство, робость, нерешительность, отказ от свободы, уклонение от ответственности, зависть, лень, неряшливость, неуважение к себе и к другим. Демократически требовательный и обществе поддерживающее сотруднический стили образовательного общения формируют у обучающихся жизненную стратегию достижения успеха и сопутствующие этой стратегии черты характера, такие как: инициатива, независимость, ответственность, смелость, стремление помочь отставшему, взять на себя часть интересной работы, желание попробовать себя в незнакомой деятельности, уважение к себе и другим, чувство чести и достоинства.
Существенное значение имеет культура управления на уроке, которая отвечает за формирование внутренней организации жизни подростка и, вследствие этого, в определенной степени за структурирование внутреннего мира. Если преподаватель проводит свои уроки в структурно-плановой совместной и проектиивно-рефлексивной совместной культурах управления, и удается вовлечь студентов в сам процесс определения целей урока, выделения его проблемного поля, выяснения своего отношения не только к предметному, но и к педагогическому смыслу урока (сосредоточения внимания студентов на тех изменениях, которые происходят с ними самими в течение урока), то субъектная позиция студента на уроке вырастает до соавторской. Самое главное преимущество использования этих культур управления преподавателем в том, что воспитание на уроке перерастает в самовоспитание. Подросток становится не только ответственным человеком, но и получает возможность проектирования собственного жизненной позиции, с учетом профессионального будущего.
В зависимости от однообразия или вариативности дидактической структуры уроков, у подростков формируется та или иная ментальность: репродуктивная, продуктивно-эвристическая, креативная. Если урок всегда выстроен в одной и той же схеме: организационный момент, опрос, объяснение, актуализация знаний, комментирование оценок, домашнее задание, то, как бы ни был интересен урок, как бы ни проверили усвоение пройденного материала и много ни выставили оценок и индивидуально ни подобрали бы студентам домашнее задание, такие уроки, несмотря на все их перечисленные достоинства, обязательно сформирует, лишь репродуктивную ментальность. Высшее проявление репродуктивной ментальности — это позиция эрудита-архивариуса, обладающего сведениями по множеству самых разных вопросов. В профессиональной сфере человек, обладающий репродуктивной ментальностью, как правило, не выходит за пределы так называемых массовых профессий. Таковы воспитательные последствия однообразия и стандартизации в построении и проведении уроков. Если же структурно-сюжетное разнообразие уроков обеспечивает вариативность дидактической структуры уроков, которая работает на разные формы и способы понимания информации и исполнения деятельности, если такие уроки учат: решать проблемы, конкретизировать информацию с учетом вариативности.
На каждом уроке необходимо придавать самостоятельное значение поддержанию гармоничного микроклимата, с учетом темпа, ритма урока, длительности и трудности видов учебной деятельности. Важно эмоциональное состояние педагога и студентов, мотивация участников образовательного процесса. Необходим постоянный поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья подростков с отработкой системы выявления уровня здоровья в соизмерении с учебной нагрузкой и целенаправленное создание условий на уроке для обеспечения охраны здоровья студентов с учетом их полноценного развития.
Литература
1. Фурсенко А.А. Итоги 1 Всероссийского форума «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» // Здоровье в образовании. 2009. №6 – 2 с.
2. Скакун В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): Учеб.пособие. – М.: Академия, 2005. – 93 с.
источник: Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.