Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА НА УРОКЕ

Опубликовано 13.10.2015

Трофимова Н.В.

Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 «Орловский технологический техникум»

г. Орел

 

Вопросы охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения, пропаганда здорового образа жизни сегодня крайне актуальны и требуют формирования новых технологий и подходов [1]. Практика показывает, что в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять достижения педагогической валеологии. 

Валеологическое обеспечение нормального развития подростка в образовательном процессе происходит на физиологическом, психологическом, социальных уровнях за счет сохранения, поддержания, формирования здоровья, что позволяет обеспечивать полноценное развитие подростка в процессе обучения и воспитания без ущерба для его здоровья. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые обязательны и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья студентов.

Главной формой организации учебно-воспитательного процесса, несомненно, является урок. Сохранение здоровья подростков должно происходить без ущерба для решения учебных, воспитательных, и развивающих задач урока. Именно на уроках можно сформировать главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. Известно, что для нормального развития подростка наряду с успехами, необходимы и ситуации неуспеха, стимулирующие активность. Именно на уроке можно создать и даже достичь баланса свободы и зависимости, послушания и ответственности, инициативности и исполнительности. Важно понимать, что занятия, лекции, уроки по любой дисциплине должны быть интересными, интерес снижает эффект перегрузки. Преподаватель основывается на развивающем и воспитательном потенциале «своей» дисциплины с учетом сохранения и укрепления здоровья, развития моторики, а также формирования таких черт характера, как трудолюбие, добросовестность, эстетический вкус, аккуратность.

Система педагогических влияний в реальном исполнении представляет собой законченный акт педагогического общения или завершенную психодраму (взаимное целенаправленное делание и диалог преподавателя и студентов, в ходе и результате которых личности участников изменяются: вырабатываются активная или пассивная жизненная стратегия и соответствующие черты характера, формируется ментальность, приобретаются те или иные привычки поведения). Между тем, воспитывающий потенциал урока как такового, урока в качестве психодрамы, независимо от его предметного содержания, весьма высок. На каждом уроке целенаправленное и спонтанное изменение личностей подростков (и педагога тоже), то есть собственно воспитание, происходит благодаря комплексным воздействиям:

  • стиля образовательного общения;
  • культуры управления образовательной деятельностью;
  • дидактической структуры;
  • методических приемов.

Оптимальный выбор всех этих средств воспитания на уроке и есть педагогическое мастерство. Большое значение имеет стиль образовательного общения на уроке и культура управления на уроке. Педагогический стиль – совокупность устойчивых и многократно повторяющихся компонентов и свойств обучающей деятельности педагога, придающие ей неповторимость и оригинальность [2]. Стиль образовательного общения на уроке формирует одну из двух жизненных стратегий — стратегию достижения успеха или стратегию избегания неудачи. Авторитарно-командный и нормативно-оценивающий стили образовательного общения, как правило, формируют у студентов жизненную стратегию избегания неудачи и соответствующие этой стратегии черты характера, такие как упрямство, робость, нерешительность, отказ от свободы, уклонение от ответственности, зависть, лень, неряшливость, неуважение к себе и к другим. Демократически требовательный и обществе поддерживающее сотруднический стили образовательного общения формируют у обучающихся жизненную стратегию достижения успеха и сопутствующие этой стратегии черты характера, такие как: инициатива, независимость, ответственность, смелость, стремление помочь отставшему, взять на себя часть интересной работы, желание попробовать себя в незнакомой деятельности, уважение к себе и другим, чувство чести и достоинства.

Существенное значение имеет культура управления на уроке, которая отвечает за формирование внутренней организации жизни подростка и, вследствие этого, в определенной степени за структурирование внутреннего мира. Если преподаватель проводит свои уроки в структурно-плановой совместной и проектиивно-рефлексивной совместной культурах управления, и удается вовлечь студентов в сам процесс определения целей урока, выделения его проблемного поля, выяснения своего отношения не только к предметному, но и к педагогическому смыслу урока (сосредоточения внимания студентов на тех изменениях, которые происходят с ними самими в течение урока), то субъектная позиция студента на уроке вырастает до соавторской. Самое главное преимущество использования этих культур управления преподавателем в том, что воспитание на уроке перерастает в самовоспитание. Подросток становится не только ответственным человеком, но и получает возможность проектирования собственного жизненной позиции, с учетом профессионального будущего.

В зависимости от однообразия или вариативности дидактической структуры уроков, у подростков формируется та или иная ментальность: репродуктивная, продуктивно-эвристическая, креативная. Если урок всегда выстроен в одной и той же схеме: организационный момент, опрос, объяснение, актуализация знаний, комментирование оценок, домашнее задание, то, как бы ни был интересен урок, как бы ни проверили усвоение пройденного материала и много ни выставили оценок и индивидуально ни подобрали бы студентам домашнее задание, такие уроки, несмотря на все их перечисленные достоинства, обязательно сформирует, лишь репродуктивную ментальность. Высшее проявление репродуктивной ментальности — это позиция эрудита-архивариуса, обладающего сведениями по множеству самых разных вопросов. В профессиональной сфере человек, обладающий репродуктивной ментальностью, как правило, не выходит за пределы так называемых массовых профессий. Таковы воспитательные последствия однообразия и стандартизации в построении и проведении уроков. Если же структурно-сюжетное разнообразие уроков обеспечивает вариативность дидактической структуры уроков, которая работает на разные формы и способы понимания информации и исполнения деятельности, если такие уроки учат: решать проблемы, конкретизировать информацию с учетом вариативности.

На каждом уроке необходимо придавать самостоятельное значение поддержанию гармоничного микроклимата, с учетом темпа, ритма урока, длительности и трудности видов учебной деятельности. Важно эмоциональное состояние педагога и студентов, мотивация участников образовательного процесса. Необходим постоянный поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья подростков с отработкой системы выявления уровня здоровья в соизмерении с учебной нагрузкой и целенаправленное создание условий на уроке для обеспечения охраны здоровья студентов с учетом их полноценного развития.

 

Литература

1. Фурсенко А.А. Итоги 1 Всероссийского форума «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития» // Здоровье в образовании. 2009. №6 – 2 с.

2. Скакун В. А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): Учеб.пособие. – М.: Академия, 2005. – 93 с.

источник:  Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте