Уфимцева М.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад компенсирующего вида № 548, г. Екатеринбург
Работа с дошкольниками, страдающими недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, т.к. природа их дефектов различна, разнообразны и неоднородны клинические проявления.
Анализ деятельности детей с тяжёлыми нарушениями речи показал, что речевые нарушения часто сочетаются с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев, несформированностью общего и орального праксиса.
Выявляются нарушения умственной работоспособности, нарушения восприятия, внимания, снижение познавательной активности. Нарушения речи отражаются и на психическом развитии ребёнка, формировании его личности и поведения.
Именно поэтому коррекционная работа должна способствовать не только исправлению речевых нарушений, но и оздоровлению всего организма ребёнка, способствовать его полноценному психическому, физическому и личностному развитию.
Ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность каждого ребёнка, повышают уровень его тревожности. Состояние психической нестабильности порождает у детей лавину эмоциональных проблем. Взрослые, работающие с детьми, хорошо понимают, что целенаправленное систематическое психологическое развитие необходимо каждому ребенку.
С цель создания психологического комфорта детей, в своей работе используем следующие техники:
- Игры с водой, которые помогают снять мышечное напряжение, расслабиться;
- Игры с песком помогают детям справиться со страхом (из песка можно построить предмет, который вызывает страх и сломать его, в него можно закопать предметы страха и залить водой);
- Куклотерапия - этот вид игровой техники имеет большие возможности в работе с тревожными детьми;
- Сказкотерапия - самый эффективный способ общения с детьми, очень важна их роль в профилактике и коррекции страхов;
- Драматургическое творчество позволяет детям лучше ощущать не только мир, который их окружает, но и собственное существо, способствует формированию уверенности в себе;
- Музыкотерапия - специально подобранные произведения оказывают на детей успокаивающее воздействие, способствуют исчезновению внутренней напряженности;
- Изотерапия - помогает ребенку снимать напряжение, способствует развитию эмоционального мира ребенка;
- Деятельностная терапия - это общая оздоровительная процедура для психики.
Работа с применением данных техник помогает решить ряд задач:
- Укрепление психического здоровья детей
- Повышение самооценки детей
- Умение управлять собой в конкретных, наиболее волнующих ситуациях, что особенно важно в работе с заикающимися детьми
- Преодоление детской тревожности
- Снятие мышечного напряжения.
Использование данных техник в работе логопеда даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. У детей более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Очень важно, что каждая техника несёт оздоровительную направленность, а используемая в комплексе педагогами ДОУ здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Работа, направленная на сохранение психического здоровья детей, должна быть систематичной и комплексной, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, и находить отражение во всех режимных моментах.
Литература
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно - метод. пособие / В.М. Акименко. – изд.2-е – Ростов н Д.: Феникс, 2009. – 105с.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
- Краузе Е Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
источник: Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.