Чистяков А.Н. Гафнер В.В.
Уральский государственный педагогический университет
г. Екатеринбург
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Учитель настоящий не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся.
Обучение предполагает: учитель передает определенные знания и управляет процессом их усвоения. Мало дать информацию, надо помочь выработать навыки учебного труда, умение пользоваться полученными знаниями.
Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Ученик на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.
Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.
Прорабатывая литературные источники мы заметили одну закономерность, то, что самой организации самостоятельной работы на уроках ОБЖ уделяется очень мало внимания и в литературных источниках информации ничтожное количество. Так же мало этому вопросу уделяют журналы по ОБЖ, и как правило печатается материал не по самой организации самостоятельной работы, а либо планы конспекты уроков которые, можно дать в ходе самостоятельной работы, либо программа курса ОБЖ для общеобразовательных учреждений, и разделение тем по видам занятий, и мероприятия по внеклассной работе учеников по курсу ОБЖ, и предлагаемые мероприятия для проведения в учебном заведении с целью повышения уровня знаний учащихся по курсу.
Не любая тема, изучаемая на уроках безопасности жизнедеятельности в дальнейшем может быть закреплена самостоятельной работай, ведь такие как оказание первой до врачебной помощи при травмах, переломах, ожогах, отравлениях, в условиях автономного существования в природе, также изучение респираторов, противогазов, способы вязания узлов, и т.д. не целесообразно изучать самостоятельно, а лучше всего закрепить практическим занятием. Особое внимание нужно уделить и основам патриотического воспитания, ведь эта тема многогранна, некоторые разделы этой темы возможны для изучения самостоятельно, но большая часть для преподавания педагогом, ведь с помощью педагога происходит формирование патриота, человека любящего свою родину. Так же и некоторые темы изучаемые лучше всего закрепить в ходе самостоятельной работы, например, правила поведения в общественном транспорте, основные правила поведения на улицах и дорогах, правила поведения при природных катаклизмах, таких как бури, смерчи, ураганы, землетрясения, и т.д., по правилам пожарной безопасности, при техногенных авариях, меры безопасного поведения на водоемах, действия при угрозе и возникновении террористических актов, и т.д., и после самостоятельного изучения учениками пройденной темы, применить также метод самостоятельной работы, и провести проверку знаний по изученному материалу.
Можно разбить и практические и лабораторные работы отведенные программой курса ОБЖ, которые будет целесообразно дать ученикам на усвоение в виде самостоятельной работы, либо разбить урок на изучение самостоятельно, на изучение самостоятельно и с объяснением педагогом в начале урока и проверке результата на следующем занятии, так же на самостоятельное изучение и проверке результата усвоения материала в конце занятия, и абсолютно самостоятельная деятельность учеников на протяжении урока и проверке знаний учащихся педагогом на последующем занятии в виде контрольной работы, тестировании, опроса, беседы, проверке конспекта и т.д.
источник: Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.