Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 


 

Почему сегодня нам НЕЛЬЗЯ обойтись без педагогики безопасности?

Опубликовано 30.10.2015

Есть несколько предпосылок, указывающих на необходимость безотлагательных мер по оформлению имеющегося опыта в новое научное направление в педагогике.

 1. Образ «путешественники в одной лодке» Н. Н. Моисеева хорошо иллюстрирует современное состояние общества. В обществе риска безопасность становится главным ориентиром деятельности его социальных институтов. Это условие должно четко отражаться в целях и содержании современного образования. Жизнь каждого человека является безусловной ценностью. Задачей государства, общества и каждого человека является сохранение жизни, наивысшей ценностью и ориентиром которой является служение миру. Становление и развитие педагогики безопасности – достойный ответ образования вызовам общества риска.

2. Накопился большой объем практического педагогического опыта, требующего теоретического обобщения и систематизации. Сложилась ситуация, схожая со средними веками, когда педагогическая практика (в области обучения безопасности жизнедеятельности) идет впереди педагогической теории, что является недопустимым. Конечно, во многом и содержание научных теорий обусловливаются и задаются задачами обучения и воспитания подрастающих поколений. Но заглядывая вперед, педагогика как наука устанавливает направление, цель движения общества. Необходимо осмыслить, проанализировать и обобщить накопившийся богатый опыт, что позволит выявить механизмы формирования опыта безопасного существования, начиная с момента зачатия ребенка.

3. Отсутствие в сфере педагогики единой научной концепции развития научной области безопасности жизнедеятельности привело к тому, что проводимые педагогические научные исследования носят случайный, бессистемный, порой конъюнктурный характер. Так, соотношение реальной опасности некоторых социальных проблем со степенью разработки в диссертационных исследованиях по педагогике за последние 20 лет выявило сильные отклонения между запросами общества и откликом на них научного педагогического сообщества.

Ярким примером указанной бессистемности является степень разработки одной из важнейших сторон опыта безопасного существования – «оказание первой (доврачебной) помощи». В результате анализа тематики научных исследований выяснилось, что за последние 20 лет по указанному направлению было проведено только 1 (ОДНО!!!) педагогическое диссертационное исследование, тогда как педагогические исследования по теме «здоровье, здоровый образ жизни» исчисляются сотнями (!!!). Таким образом, научное педагогическое поле в области формирования опыта безопасного существования обрабатывается крайне неравномерно.

4. Низкий уровень компетентности педагогов, осуществляющих формирования опыта безопасного существования (обучение безопасности жизнедеятельности), не позволяет развить в учащихся (студентах) представление о ценности жизни, не говоря уже о мировоззренческих аспектах безопасности. Необходимо обратить самое серьезное внимание на повышение квалификации и переподготовку в сфере безопасности как работников образования, так и специалистов разных отраслей и управленцев разных уровней. Указанные программы должны включать в себя теоретические основы (включая философские) обеспечения безопасности как отдельного человека, так и социальных систем в целом.

5. Исследования социальных наук в проблемном поле «безопасность» проводятся довольно широко и активно, но носят корпоративный, узконаправленный характер. Междисциплинарные исследования практически отсутствуют. Указанные исследования в сфере безопасности, не имеют своего отражения в педагогике. А педагогика, в свою очередь, не обращается (или крайне редко это делает) к результатам исследований в сфере деятельности человека. Здесь уместно привести цитату середины прошлого века зарубежного специалиста: «Если бы инженеры строили мосты, врачи лечили людей, а юристы судили обвиняемых с такой склонностью к поверхностным обобщениям и таким отсутствием убедительных оснований, какие мы встречаем порой в педагогике, то все мосты давно бы рухнули, пациенты умерли, а невиновные были бы повешены».

 

Гафнер В.В. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ БЕЗОПАСНОСТИ // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Екатеринбург, 12 декабря 2011 г. : в 2 ч. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2012. – Ч. 1. –С 5-12.

ОБЖ.РФ    БЖД.РФ

Твоя азбука безопасности


Педагогика безопасности ВКонтакте